СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………………………...1
2.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………………..4
3.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА……………………………………………………………………..6
4.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...6
5.
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ……………………………………….7
6.
СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ…………………………………………………………………………..9
7.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ………….9
8.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………………………………..13
9.
ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В УЧРЕЖДЕНИИ…………..15
10. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА……………………19
11. УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ………………………………………………………...20
12. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЗАДАЧ УЧРЕЖДЕНИЯ……22
13. КРИТЕРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЮСШ НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ
ПОДГОТОВКИ…………………………………………………………………………………………...24
14. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ……………………………………………………………………………………………24
15. МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………..25
16. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………………….26
2
I.
Пояснительная записка
Концепция. Целевое назначение программы.
Образовательная программа МАУ ДО «Заиграевская ДЮСШ»:
- является нормативным документом, определяющим стратегические приоритеты,
содержательные, организационные и методические аспекты образовательной
деятельности школы, физкультурно-спортивного направления;
- разрабатывается, принимается и реализуется школой самостоятельно, на основе
государственных образовательных стандартов физического воспитания, Закона РФ «Об
образовании», типового положения об учреждении дополнительного образования и
других нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность школы;
- является внутренним образовательным стандартом, обусловленным региональной,
образовательной политикой, развитием республиканской системы образования;
- учитывает образовательный запрос учеников и их родителей, способствует реализации
права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор
образовательных услуг и право на гарантию качества образовательных услуг;
- является основанием для определения качества реализации школой федеральных
стандартов, муниципального заказа;
- определяет цели, задачи, направления развития образования, координирует деятельность
всего педагогического коллектива МАУ ДО «Заиграевская ДЮСШ» на 2024-2025
учебный год.
Образовательная программа МАУ ДО «Заиграевская ДЮСШ» разработана на
основе нормативных документов:
Конвенция на правах ребенка
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка»
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Национальная доктрина образования в Российской Федерации
Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2020 гг.
Концепция целевой программы «Развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2006-2020 гг.
Закон Республики Бурятия «Об образовании»
Доктрина оздоровления общества Республики Бурятия (постановление Правительства
Республики Бурятия № 399 от 29.10.2009 г.)
Стратегия физической культуры и спорта Российской Федерации до 2020 г.
(распоряжение Правительства РФ № 1101 от 7 августа 2009 года)
Стратегия физической культуры и спорта Республики Бурятия до 2020 г. (распоряжение
Правительства РБ № 656-Р от 8 декабря 2009 года)
Осуществляет свою деятельность по адресам:
Юридический адрес: 671310, Республика Бурятия, Заиграевский район, пос. Заиграево,
улица Советская, д. 28;
Адрес филиала: 671332, , Республика Бурятия, Заиграевский район, село Новоильинск,
улица Спортивная, д.10
3
Измерители реализации образовательной программы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Мониторинговые исследования по направлениям обучения.
Диагностика спортивных умений и навыков.
Оценка уровней достижения физкультурно-оздоровительных компетенций.
Результаты участия обучающихся в спортивных соревнованиях и турнирах.
Психолого-педагогическая диагностика.
Промежуточные и итоговые аттестации.
Мониторинг социализации учащихся и выпускников.
Удовлетворенность качеством образования всех субъектов учебно-воспитательного
процесса.
Образовательная программа МАУ ДО «Заиграевская ДЮСШ» принимается на
2024-2025 учебный год, с возможностью пролонгации на последующие учебные года.
Школа оставляет за собой право корректировать отдельные её разделы по мере
необходимости.
Раздел «Особенности учебного плана» обновляется ежегодно.
ДЮСШ
является муниципальным бюджетным учреждением дополнительного
образования Заиграевского района Республики Бурятия.
Предметом деятельности ДЮСШ является реализация гарантированного государством
права жителя муниципального образования, в пределах типовых государственных
программ, получения дополнительного образования, в рамках организованного школой
образовательного процесса по освоению обучающимися программ по волейболу,
баскетболу, футболу, легкой атлетике,
вольной борьбе, боксу, лыжным гонкам,
плаванию, спортивному ориентированию.
ДЮСШ осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества и
государства, обеспечивает охрану здоровья и создания благоприятных условий для
разностороннего развития личности обучающегося.
Образовательная программа разработана на один год и представляет собой нормативноуправленческий документ, характеризующий:
- потребности школьников, их родителей,
- специфику содержания образования, технологии обучения и воспитания обучающихся,
- особенности организации, кадрового и методического обучения, материальнотехнические и медико-социальные условия пребывания детей в ДЮСШ.
Образовательная программа школы представляет собой систему мер по гуманизации,
дифференциации, и индивидуализации обучения и воспитания школьников,
учитывающую потребности обучающихся, их родителей, общественности и социума.
Занятия спортом ведут к гармонизации, развитию интеллекта, эмоциональной,
физической и волевой сфер личности школьников.
Ежегодно в ДЮСШ получают дополнительное образование спортивной направленности
в среднем 910 чел., занимаясь спортом в группах начальной подготовки.
Цели и задачи образовательной программы «Заиграевская ДЮСШ»
Цели работы:
1. Реализация государственной политики в сфере дополнительного образования и
обеспечение гарантий получения качественного образования, соответствующего
потребностям общества.
2. Апробация системы оценки качества образования в целях повышения результативности
обучения и воспитания детей, в том числе детей с ОВЗ и инвалидов.
4
3. Дальнейшее развитие образовательных программ учреждения, направленных на
повышение роли учреждения дополнительного образования, развивающее физическую
культуру и спорт.
Задачи:
1. Обеспечение государственной политики в сфере дополнительного образования и
исполнения законодательства Российской Федерации в пределах компетенции
учреждения.
2. Совершенствование кадровой политики, нацеленной на привлечение молодых
специалистов.
3. Повышение роли в духовно-нравственном, патриотическом и гражданско-правовом
воспитании детей и подростков, дальнейшее взаимодействие семьи и учреждения.
4. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе.
5. Внедрение новых технологий для выявления одаренности в развитии детей школьного
возраста, их готовности к дальнейшим занятиям физической культурой и спортом,
координация работы по преемственности между образовательными учреждениями и
спортивной школой. Осуществление взаимодействия с общеобразовательными школами,
посредством организации дополнительных занятий по физической культуре.
6. Дальнейшее совершенствование управления системой дополнительного образования на
основе показателей, ориентированных на результат и развитие процессов интеграции
общего и дополнительного образования в рамках личностно-ориентированного подхода к
обучению и воспитанию детей.
7. Разработка и дальнейшая реализация межведомственной программы по работе с
одаренными детьми.
8. Проведение мониторинговых исследований в целях повышения результативности,
качества обучения и воспитания.
9. Контроль за организацией образовательного процесса по созданию условий,
обеспечивающих охрану жизни и здоровья обучающихся.
10. Проведение профилактических мероприятий, направленных на формирование
здорового образа жизни участников образовательного процесса, координация работы по
организации летней оздоровительной компании.
11. Проведение мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений среди
несовершеннолетних детей и подростков.
Задачи, решаемые педагогами,
дополнительного образования:
реализующими
образовательную
программу
1. Реализовать образовательную программу школы в разнообразных организационноучебных формах.
2. Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных траекторий
физического развития в заданной образовательной программой в области
самостоятельности.
3. Организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования
социальных событий, предоставить обучающимся поле для самопрезентации и
самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах.
4. Реализовать воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
5
Педагогический коллектив школы:
- продолжает формирование и развитие познавательных интересов обучающихся и
самостоятельных умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности;
- закладывает фундамент физической подготовки в соответствии с современными
требованиями на базе освоения содержания обучения;
- развивает у обучающихся самостоятельность и критичность мышления, волевые
качества, творческие способности, способности к самоопределению;
- обеспечивает условия, учитывающие индивидуально-личностные особенности
обучающихся.
Задачи, решаемые обучающимися в разных видах деятельности:
1. Научиться самостоятельно осуществлять целеполагание в деятельности, планировать
учебную, тренировочную работу, свое участие в разных видах совместной физкультурноспортивной деятельности.
2. Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно
поставленными целями, находя способы реализации своего замысла, проявлять волю при
достижении поставленных целей.
3. Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в
разных видах деятельности, оценку уровня своей успешности.
4. Освоить разные способы лучшего представления результатов своей учебнотренировочной деятельности.
5. Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать
собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить
собственную картину мира и свою позицию.
6. Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения,
переживания, чувства, достижения и неудачи.
7. Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими
детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность.
Основные направления образовательной деятельности учреждения:
Осуществление образовательного процесса по программам дополнительного образования
детей по следующим видам спорта:
- лыжные гонки;
- бокс;
- вольная борьба;
- легкая атлетика;
- футбол;
- волейбол;
- плавание;
- баскетбол;
- спортивное ориентирование.
II.
Концепция программы
Философия образования
Современные тенденции школьных преобразований затрагивают широкий спектр
вопросов управления организации и содержания, форм, технологий, диагностики и
мониторинга образовательного процесса. Преобразования, имеющие системный характер,
6
требуют концептуальных подходов, предопределяют необходимость перехода на новую
парадигму, составляющую новую философию образования, в основе которой лежит
гуманистическое образование.
Образовательная программа МАУ ДО «Заиграевская ДЮСШ» основана на
гуманитарных принципах. Ориентация на человека и его потребности, интересы и
способности; создание в школе условий, обеспечивающих всестороннее развитие
личности каждого ученика и каждого учителя. Таковым, относительно сложившейся на
протяжении предыдущих десятилетий системы образования, стали как минимум два
принципиально новых (в качестве системообразующих оснований) положения:
Во-первых, это понимание содержания образования, как триединого целостного
процесса становления личности, составляющими которого является: усвоение опыта,
воспитание, развитие. При этом содержание дополнительного образования
структурируются как целостная система деятельности в сфере физкультуры и спорта.
Во-вторых, это понимание необходимости организации образовательного
пространства, как пространства проявления субъективности, где выбор и последующее
самоопределение в деятельности является той доминантной демократической культурой,
которая совпадает с идеалами провозглашаемого устройства общества. Определяющей
при этом является реально обеспечиваемая возможность выбора. Именно, многообразие и
должно предоставить эти возможные варианты.
Образование в нашей школе ориентировано на развитие индивидуального
потенциала каждого обучающего, признание его личности, как высшей ценности.
Педагоги школы уделяют большое внимание тому, что членам современного общества
должны быть присущи уважение к закону, правам других людей, понимание прав и
обязанностей гражданина, предают первостепенное значение развитию личности
воспитанников школы.
В основе преподавания лежит гуманистический личностно-ориентированный
подход к спортивному образованию, предполагающий физическое и нравственное
развитие личности, для которой участие в спортивной жизни общества – результат
внутренней потребности, осмысленного выбора.
Реализация программы строится на следующих принципах:
- принцип личностно-ориентированного подхода (раскрытие в каждом ученике
творческого потенциала, развитие его склонностей и потребностей для реализации их в
спорте);
- принцип программно-целевого подхода (единая система планирования, своевременное
внесение корректив в планы);
- принцип здоровья сбережения участников образовательного процесса;
- принцип демократизации (в управлении, во взаимоотношениях тренерскопреподавательского и ученического коллективов).
В качестве основных целевых ориентиров развития физической культуры и спорта
должны стать:
- подготовка нормативно-правовой базы в части обеспечения государственных
стандартов, регламентов для каждой ступени;
- увеличение доли детей и молодежи, регулярно занимающихся физической культурой и
спортом до 80%.
Для решения проблем физической культуры и спорта необходимо:
- содействие в разработке и внедрении паспорта доступности;
7
- в экспертном порядке содействие в разработке и внедрении в ДО карты (паспорта)
здоровья и двигательной активности;
- содействие в создании в образовательных учреждениях условий, способствующих
сохранению и укреплению здоровья учащихся, профилактике, социально-негативных
явлений средствами физкультуры и спорта;
- организация работы по использованию программ информации отрасли физической
культуры и спорта;
- использование новых информационных технологий, проектных методов и средств
организации физкультурно-спортивных занятий, в том числе в каникулярное время;
- создание условий для открытия клубов и спортивных команд на базе школ, учреждений
дополнительного образования детей, начального профессионального образования;
- проведение внутри школьных соревнований, в том числе и открытых, с вовлечением
всех детей разного возраста;
- увеличение объема спортивной работы в школах. Расширение, содержание блока
дополнительного образования программами спортивно-оздоровительных групп и групп
начальной подготовки для реализации недельного объема двигательного режима не менее
9 часов в неделю, для студентов (учащихся НПО) – не менее 4 часов;
- разработка методических рекомендаций по повышению эффективности обязательных
уроков физической культуры;
- разработка системы мониторинга на основе модельных характеристик физической
подготовленности, оценки состояния здоровья детей;
- содействие внедрению системы мониторинга физического развития и физической
подготовленности учащихся, врачебно-педагогического контроля за осуществлением
процесса физического воспитания в образовательных учреждениях;
- содействие повышению квалификации, переподготовки тренеров-преподавателей не
реже одного раза в 3 года;
- повышение уровня самостоятельности, в связи с переходом на автономность
учреждений;
- создание в МАУ ДО «Заиграевская ДЮСШ» необходимых условий для подготовки
спортивно-одаренных детей и молодежи;
- организация совместной работы с врачебно-физкультурным диспансером, содействие
углубленному медицинскому осмотру всех детей, занимающихся спортом;
- создание условий для международного сотрудничества (рабочие визиты, обмены
командами, тренерами, конференции, выставки, проведение соревнований, матчевых
встреч, учебно-тренировочных сборов).
III.
Информационная справка
Справочные данные (на 01.09.2024 г.)
Учреждение дополнительного образования Заиграевского района «Заиграевская
детская юношеская спортивная школа» является муниципальным автономным
учреждением, основное направление которого – осуществление образовательной
деятельности в сфере дополнительного образования детей, обеспечение гарантии его
общедоступности и бесплатности, реализация программ дополнительного образования
детей физкультурно-спортивной направленности.
«Заиграевская ДЮСШ» была открыта в 1959 году в поселке Заиграево.
12 марта 2004 года зарегистрирована новая редакция Устава и назначения учреждения –
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Заиграевская детская юношеская спортивная школа». Изменен тип МОУ ДОД
«ЗДЮСШ» на МБОУ ДОД «ЗДЮСШ» постановлением администрации муниципального
образования «Заиграевский район» РБ № 101
от 19.01.2012 года. В 2014 году изменен
8
тип на муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного
образования детей (МАОУ ДОД) «Заиграевская ДЮСШ». Постановлением АМО
«Заиграевский район» от 28.12.2015 г. № 662 изменено наименование с МАУ ДОД
«Заиграевская ДЮСШ» на муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования «Заиграевская ДЮСШ»
Образовательная деятельность МАУ ДО «Заиграевская ДЮСШ» осуществляется в
соответствии с лицензией, выданной Министерством образования и науки Республики
Бурятия. Лицензия № 3139, серия ОЗЛО1 № 0001794 от 19 сентября 2018 года. Срок
действия лицензии – бессрочно.
IV.
Кадровое обеспечение
В школе работает сплоченный профессионально компетентный коллектив
педагогов, в котором каждый несет ответственность за решение поставленных перед
коллективом задач.
Управление школой осуществляется, в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Уставом учреждения и строится на принципах единоначалия и
самоуправления.
Всего в ДЮСШ в 2024-2025 учебном году работает 17 педагогических и 2
руководящих работника (14 штатных тренеров-преподавателей,
3 совместителя)
1 директор, 1 заместитель директора по УВР). Из них высшее образование имеют 14
человека (74%), квалификационные категории – высшую - 1 чел. (5,5%); первую – 5 чел.
(26,5%); соответствие занимаемой должности – 13 чел. (68%).
Работники, имеющие награды и звания
Звания
Почетное звание «Отличник народного
просвещения»
«Почетный работник общего образования
Российской Федерации»
Награжден знаком «Отличник ФКиС
России»
Мастер спорта СССР
Мастер спорта России
Кандидат в мастера спорта СССР
V.
Ф.И.О., должность
Матушкина Нина Константиновна – тренерпреподаватель по лыжным гонкам;
Рудаков Дмитрий Геннадьевич – тренерпреподаватель по футболу
Атясов Андрей Викторович – тренерпреподаватель по лыжным гонкам
Пятков Олег Витальевич – тренерпреподаватель по боксу
Гашинов Майдар Викторович – тренерпреподаватель по вольной борьбе
Раздобреев Александр Геннадьевич –
тренер-преподаватель по боксу
Характеристика контингента обучающихся
В настоящее время в МАУ ДО «Заиграевская ДЮСШ» в 46 учебных группах
занимается 910 человек, из них:
9
Вид спорта
Начальной подготовки
1
2
3
3 (60)
3(60)
2(40)
3 (60)
6(120)
3(60)
4 (80)
1(20)
1(20)
2 (40)
1 (20)
1(20)
1(20)
1 (20)
1(20)
1(20)
2 (30)
2(40)
1(20)
1 (20)
1(20)
2(40)
1(20)
1(20)
1(20)
18 (350)
16(320)
12(240)
Лыжные гонки
Вольная борьба
Бокс
Легкая атлетика
Плавание
Волейбол
Футбол
Баскетбол
Спортивное ориентирование
ИТОГО:
Всего
8 (160)
12 (240)
6 (120)
2 (40)
3 (60)
3 (60)
5 (100)
4 (80)
3(60)
46 (910)
Сведения об обучающихся по срокам реализации образовательных программ:
от 1 года до 3-х лет – 910 человек.
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Данные о тренерско-преподавательском составе по отделениям
Спортивное
ориентиров.
Вольная
борьба
Бокс
Легкая
атлетика
Волейбол
Футбол
Плавание
Баскетбол
Итого
1.Количество тренеровпреподавателей
всего: в т. ч.:
- штатных
- совместителей
2. Имеют физкультурное
образование:
- высшее
3. Имеют высшее не
физкультурное
образование:
- средне-специальное
- среднее
4. Имеют
квалификационную
категорию:
- высшую
- первую
- вторую, без категории
5. Возрастной ценз
- до 30 лет
- от 30 до 50 лет
- от 50 и старше
- женщины-пенсионеры
Лыжные
гонки
Перечень данных
3
1
4
2
2
1
2
1
1
17
3
1
1
1
4
3
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
-
1
1
14
3
12
-
-
-
-
-
-
-
-
-
0
2
-
-
1
-
-
-
-
1
1
1
-
-
5
0
1
1
-
1
1
1
-
-
1
-
5
-
-
-
-
-
-
1
-
1
2
3
1
1
-
2
2
-
2
-
2
-
1
1
1
-
1
-
-
5
10
2
10
- мужчины-пенсионеры
6. Педагогический стаж:
- до 5 лет
- от 5 до 15 лет
- от 16 до 20 лет
- свыше 20 лет
1
-
1
-
1
-
1
-
-
0
4
2
1
3
-
2
-
1
-
1
-
1
1
-
1
-
7
2
4
VI.
Сведения об учащихся
Сведения о разрядниках на 02.09.2024 г.
Численность занимающихся - 910
Спортсмены-разрядники – 167
Вид спорта
Бокс
Волейбол
Вольная
борьба
Легкая
атлетика
Лыжные
гонки
Плавание
Баскетбол
Футбол
Спортивное
ориентиров.
ИТОГО:
Из числа занимающихся
спортсменов-разрядников
всего массов первый КМС МС
ый
разряд
разряд
5
5
0
0
0
19
19
0
0
0
44
44
0
0
0
Спортсмены-разрядники,
подготовленные за отчетный год
всего
массо первый КМС МС
вый
разряд
разряд
5
5
0
0
0
19
19
0
0
0
44
44
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
28
27
1
0
0
28
27
1
0
0
0
17
27
27
0
17
27
27
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
27
27
0
0
27
27
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
167
166
1
0
0
167
166
1
0
0
Современные технологии, формы и способы решения поставленных задач нашли свое
отражение в характеристике и видах реализуемых учреждением образовательных
программ.
Образовательная программа МАУ ДО «Заиграевская ДЮСШ» состоит из 9
образовательных программ, реализуемых на различных этапах обучения структурной
модели системы дополнительного образования.
Основной уставной деятельностью учреждения является реализация учебных
образовательных программ физкультурно-спортивной направленности.
VII.
Краткая характеристика возрастных особенностей учащихся
Характеристика возраста дошкольного и школьного детства.
Виды деятельности. Физическое воспитание дошкольников (5-6 лет)
11
В настоящее время более 50% детей дошкольного возраста не занимаются
физической культурой по программам дошкольных образовательных учреждений. По
статданным из числа дошкольников, не занимаются систематически физической
культурой и спортом более 65 % детей данного возраста.
Недостаточно ведется работа по формированию положительного отношения к
физической активности и здоровому образу жизни.
Проблемы дошкольного физического воспитания:
- несоответствие спортивной базы дошкольных образовательных учреждений
современным требованиям;
- высокая наполняемость групп в ДОУ;
- отсутствие системы мер, позволяющих вовлекать в физкультурно-оздоровительную и
спортивную деятельность детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;
- отсутствие учебно-методических рекомендаций для родителей по физическому
воспитанию.
Физическое воспитание школьников (1-4 класс, 6-9,10 лет)
Общая направленность физического воспитания в начальной школе является
оздоровительной, а содержание физкультурного образования, ориентированного
отношения к регулярным занятиям, физическими упражнениями, гигиенических навыков.
Основной вид учебных занятий – практический. Количество уроков – не менее трех
в неделю. Основным их содержанием являются игры, эстафеты, обучение жизненно
важным двигательным умениям.
Физическая культура:
1) Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её
позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье, как факторах успешной
учебы и социализации.
2) Овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
3) Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.),
показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости).
Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка
Подростковый возраст в человеческой культуре представляет собой период, когда
личность человека не является еще оформившейся. В современной школе имеет место
очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы
знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако особая культурная
форма проживания отрочества пока что отсутствует. И школьная жизнь современных
подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же
образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных
формах.
Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает
проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей
12
самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное
переживание
чувства
взрослости:
потребность
равноправия,
уважения
и
самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны
взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности
обостряет негативные черты этого кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых
людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и
рискующие вместе с ним.
Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется, как
самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток
выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.
Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и
временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется
стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя;
появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои
негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка,
направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно
взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное
экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к
участию в новых видах деятельности.
Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и
некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих
представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток
постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются
степенью самостоятельности и ответственности. Возникает новое отношение к учению –
стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление
ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений.
Строя учебную деятельность, подросток не адресует её к деятельности, ведущей за
собой развитие. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной
деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и
компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться».
Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток
стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях,
жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и
взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она
должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой
для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника, для
подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного
предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов
обучения в решении практических задач.
Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно
записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы
реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.
Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их
планированию и в конечном счете, к управлению ими. Этому способствует становящееся
понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте.
В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного
сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения),
мышления в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно
начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания.
13
Физическое воспитание подростков (5-9 класс, 9-15 лет)
Содержание образовательной деятельности в основной школе предполагает
существенное расширение познавательных аспектов, характеризующих закономерности
жизнедеятельности организма под влиянием физических упражнений, активное
разъяснение губительного влияния на организм вредных привычек, курения, алкоголя и
наркотиков.
В процессе учебных занятий должно формироваться системное представление о
ценностях физической культуры, как социального явления, элементах физической
культуры личности и критериях их сформированности.
Общее физкультурное образование предполагает
проведение занятий
теоретического или инструктивно-методического характера.
На данном этапе формируются:
- знания о культурно-исторических, психолого-педагогических и медико-биологических
основах физкультурной деятельности;
- понимания закономерностей функционирования и способов целесообразного
воздействия на совершенствования физиологических систем, грамотного отношения к
своему здоровью;
-целостного представления об олимпийском движении.
Занятия на 2 ступени обучения должны удовлетворять индивидуальные
познавательные интересы, формировать экологическое мышление.
Учащиеся должны уметь самостоятельно выполнять физические упражнения.
Занятия практического характера будут направлены на:
- выявление общих и специальных, индивидуальных физических возможностей учащихся;
- совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков;
- воспитание самостоятельности в использовании средств физкультуры, инициативы,
вовлечение в активную, практическую физкультурно-спортивную деятельность;
- освоение правил и методики страховки, самостраховки, помощи и взаимопомощи при
выполнении физических упражнений.
Все занятия должны способствовать расширению кругозора в сфере физической
культуры и спорта, привлечению к активной практической физкультурно-спортивной
деятельности, как важной предпосылке и условии успешного формирования физической
культуры личности и здорового образа жизни.
Характеристика юношеского возраста. Виды деятельности.
По результатам исследования В. Дружинина, способность к творчеству, связанная с
определенной сферой человеческой деятельности, формируется у личности в
подростковый и юношеский период от 13 до 20 лет. В 11-12 лет средний ребенок,
согласно Ж. Пиаже, демонстрирует первые признаки формального интеллекта. С. Морган
связывает данный факт с морфофизиологическим созреванием лобных зон человеческого
мозга. В исследованиях А. Деметриу промежутком 13-18 лет оценивается завершение
развития основных способностей интеллекта: качественно-аналитический - в 15 лет,
образно-пространственный - в 13 лет, причинно-экспертный – до старшего школьного
возраста, вербально-пропозициональный – до окончания школы. Согласно модели и
данным Х. Паскуаль-Леоне, оператор умственной силы в 15 лет достигает максимального
объема. В теории когнитивного развития Р. Кейса структуры абстрактного контроля
формируются на э тапе 11-18,5 лет.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением
способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире,
основываясь не только на видении собственного действия, безотносительно к
возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию.
14
Поведение человека становится поведением для себя, iчеловек осознает себя, как некое
единство.
Физическое воспитание обучающихся юношеского возраста (10-11 класс, 16-18 лет)
Содержание образовательной деятельности в старшей школе должно быть
направлено на формирование целостного представления о ней, как об одном из наиболее
характерных социальных явлений современного общества.
На этом этапе должно осуществляться глубокое дифференцированное обучение на
основе индивидуальных интересов и потребностей, учащихся в сфере физической
культуры. Теоретические занятия должны быть посвящены освоению фундаментальных
знаний по теории и методике физической культуры, а также связанных с ними знаний по
физиологии двигательной активности, анатомии, медицине, биохимии и др.
Занятия инструктивно-методического характера должны быть направлены на
ознакомление с содержанием современных систем физических упражнений,
педагогических технологий.
В процессе проведения практических занятий должно происходить расширение
объема знаний о разнообразных формах физкультурной и соревновательной деятельности,
практическое использование их с целью формирования стремления к культуре движений,
красивому телосложению, оптимальному физическому состоянию организма. Такие
занятия должны быть организованы по интересам учащихся.
В целом содержание образования на данном этапе должно быть направлено на
обеспечение условий для целенаправленного и систематического использования средств
физической культуры в последующие периоды жизнедеятельности.
Реализация такого подхода предполагает определенную меру физкультурной
образованности на основе овладения всеми учащимися (наряду с реализацией программы
той или иной профильной подготовки) первоначальными профессиональными умениями
и навыками, достаточными для организации ими в будущем самостоятельных занятий
физическими упражнениями, с учетом специфики профессиональной деятельности, а
также для эффективной организации физического воспитания ими своих детей.
VIII. Особенности образовательного процесса
Процесс обучения в ДЮСШ представляет собой специально организованную
деятельность педагогов и обучающихся, направленную на развитие личности, её
образование, воспитание.
Организация учебно-воспитательного процесса в ДЮСШ характеризуется следующими
особенностями:
Учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время.
Обучение организуется на добровольных началах.
Детям предоставляются возможности сочетать различные направления деятельности и
формы занятий.
Допускается переход детей из одной группы в другую.
ДЮСШ организует занятия в тех или иных формах в течение всего года, включая
каникулярные и выходные дни.
Учебный год начинается с 1 сентября. Для групп начальной подготовки первого
года обучения – с 10 сентября, в связи с проведением комплектации групп.
Продолжительность учебного года, в соответствии с Положением о ДЮСШ и СДЮШОР,
составляет 46 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях
спортивной школы и дополнительно 6 недель в спортивно-оздоровительных лагерях (при
их наличии) и по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха.
15
В МАУ ДО «Заиграевская ДЮСШ» зачисляются дети с 6-7 лет.
Зачисление обучающихся в ДЮСШ производится приказом директора на основании:
- заявления родителей (законных представителей);
- медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка;
- желания ребенка заниматься в ДЮСШ.
ДЮСШ осуществляет образовательный процесс, в соответствии с этапами спортивной
подготовки:
- 1 этап – спортивно-оздоровительный. Срок освоения программы – весь период
обучения. Зачисляются дети в возрасте от 6 до 17 лет.
Спортивно-оздоровительные группы формируются как из вновь зачисляемых в ДЮСШ
обучающихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности
продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным
видом спорта.
- 2 этап – начальной подготовки. Срок освоения программ – до 3 лет. В группы
начальной подготовки зачисляются все желающие заниматься выбранным видом спорта.
При возможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих, отбор
производится по результатам сдачи контрольных нормативов. На этапе начальной
подготовки основное внимание уделяется разносторонней и физической и
функциональной подготовке, с использованием, главным образом, средств ОФП, освоение
технических элементов и навыков.
Общими условиями перевода обучающихся на следующий этап обучения являются:
- уровень физического развития
и функционального состояния обучающихся,
позволяющий занятия избранным видом спорта на соответствующем этапе обучения;
- выполнение обучающимися объема тренировочных и соревновательных нагрузок,
запланированных учебным планом;
- результаты выступлений на соревнованиях.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
- групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- медико-восстановительные мероприятия, медицинский контроль (учащиеся ДЮСШ
проходят медицинское обследование два раза в год);
- участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах;
- контрольные испытания по общей физической подготовке и специальной физической
подготовке;
- работа оздоровительных лагерей физкультурно-спортивной направленности;
- инструкторская и судейская практика обучающихся.
Организация учебных занятий с учащимися осуществляется в соответствии с
расписанием занятий. Общее расписание утверждается директором ДЮСШ. В течение
года расписание может корректироваться, в связи с производственной необходимостью,
погодными условиями, загруженностью спортивных сооружений. Расписание
составляется с учетом санитарно-эпидемиологических норм и требований, интересов
занимающихся детей, занятости залов образовательными учреждениями.
Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяется
с учетом техники безопасности, в соответствии с данной таблицей:
16
Этап
подготовки
Период
обучения
Минимальная Максимальный
наполняемость количественный
групп (чел.)
состав
групп
(чел.)
СпортивноВесь период
оздоровительный
Начальной
Первый год
подготовки
2-3 год
20
30
Максимальный
объем учебнотренировочной
нагрузки
(ч/нед.)
до 6
20
20
20
20
6
6
Продолжительность одного занятия:
В спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки – не более 2-х
академических часов (45 минут).
В учебно-тренировочных группах 1-4 года обучения – не более 3-х академических часов.
В учебно-тренировочных группах 5 года обучения и в группах спортивного
совершенствования – не более 4-х академических часов.
Обучение в ДЮСШ строится с учетом следующих основополагающих принципов
спортивной подготовки юных спортсменов:
Принцип комплектности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебнотренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и
теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий,
педагогического и медицинского контроля).
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного
материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного
мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе
преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и
соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической
подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней
подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена вариативность
программного материала для практических занятий, характеризующегося разнообразием
тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной
педагогической задачи.
IX.
Виды образовательных программ, реализуемых в учреждении
1. По направлениям деятельности
Виды образовательных (учебных) программ:
Направление
деятельности
Вольная борьба
Бокс
Программа
Типовая программа для детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского
резерва, школ высшего спортивного мастерства. Допущено
Федеральным агентством по физической культуре и спорту.
Москва, 2008 г.
Типовая программа для детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского
17
Волейбол
Лыжные гонки
Легкая атлетика
Футбол
Плавание
Баскетбол
Спортивное
ориентирование
резерва, школ высшего спортивного мастерства. Допущено
Федеральным агентством по физической культуре и спорту.
Москва, 2008 г.
Типовая программа спортивной подготовки для детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва. Допущено Федеральным агентством по
физической культуре и спорту. Москва, 2007 г.
Типовая программа для системы дополнительного образования
детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных
детско-юношеских школ олимпийского резерва. Допущено
Государственным
комитетом
Российской
Федерации
по
физической культуре и спорту. Москва, 2005 г.
Типовая программа для системы дополнительного образования
детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных
детско-юношеских школ олимпийского резерва. Допущено
Государственным
комитетом
Российской
Федерации
по
физической культуре и спорту. Москва, 2005 г.
Типовая программа спортивной подготовки для детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва по футболу. Рекомендовано к изданию
техническим комитетом РФ.
Поурочная программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ.
Под общ. ред. Л. П. Макаренко, 1983 г.
Примерная программа спортивной подготовки для детскоюношеских спортивных школ (авторы-составители: Ю.М.
Портнов, академик РАО, д-р пед. наук; В.Г. Башкирова, засл.
тренер России; В.Г. Луничкин, засл. тренер СССР и России; М.И,
Духовный, засл. тренер России; А.Б. Мацак, канд.пед. наук; А.Б.
Саблин, канд. пед. наук). Советский спорт, 2012 г.
Типовая программа для системы дополнительного образования
детей
2. По срокам реализации:
Образовательные программы физкультурно-спортивной направленности рассчитаны на
весь период обучения в учреждении (до 11 лет).
Программы 1-ой ступени (спортивно-оздоровительный этап обучения)
1-3 лет – программы по:
Физическому воспитанию (составная часть типовых программ по видам спорта:
волейбол, лыжные гонки, легкая атлетика, вольная борьба, футбол, баскетбол, настольный
теннис, плавание, бокс).
Программы 2-ой ступени обучения (этап начальной подготовки)
1-3 года – программы по: волейболу, лыжным гонкам, легкой атлетике, вольной борьбе,
футболу, баскетболу, плаванию, боксу.
18
3. По видам:
Государственные программы по: волейболу, лыжным гонкам, легкой атлетике, вольной
борьбе, футболу, баскетболу, настольному теннису, плаванию, боксу.
4. По целевой установке:
Образовательной программе МАУ ДО «Заиграевская ДЮСШ» характерна большая
разнообразность получаемых знаний, умений и навыков, связанных с учебным
материалом школьных программ по многим интегральным предметам.
Образовательная программа базируется на следующих принципах изучаемого
материала:
От простого к сложному.
Принцип опережающего обучения по сравнению с образовательными школьными
программами.
Возвращение к пройденному материалу на учебно-тренировочном этапе обучения.
Для обеспечения целостности и непрерывности образования в учебных планах
выделяются вариативный и инвариантный блоки.
В инвариантный блок входит то, что является обязательным компонентом
содержания образовательных программ, т.е. тот обязательный базовый минимум учебного
материала, который должен быть усвоен.
Вариативный блок состоит из откорректированных по специальным параметрам
разделам программы.
Оба блока взаимосвязаны по содержанию и формам обучения, что позволяет создать
гибкую, многообразную среду проявления ребенком права свободного выбора
образовательного пути.
Образовательный процесс, основой которого является реализация учебных и
образовательных программ, делится на этапы обучения:
Первая ступень обучения (спортивно-оздоровительный этап обучения,
обучающихся 5-18 лет). Срок обучения – от 1 до 3 лет.
возраст
Основные задачи:
Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к
систематическим знаниям физической культурой и спортом, направленным на развитие
их личности.
Утверждение здорового образа жизни.
Освоение основ личной гигиены и самоконтроля.
Динамика индивидуальных показателей развития физических качеств.
Организация и проведение дополнительных уроков по физической культуре на базе
общеобразовательных школ.
Направления – общая физическая подготовка, ОФП с элементами баскетбола, футбола,
волейбола, легкой атлетики, лыжной подготовки, плавания, бокса, вольной борьбы,
спортивного ориентирования.
Формы организации и проведения образовательного процесса:
Классно-групповая
Групповая
Индивидуальная
Выполнение учебных нормативов
19
Участие в соревнованиях
Результатом освоения этих программ должно стать:
Улучшение состояния здоровья занимающихся
Выполнение учебных контрольных нормативов по разделам программ
Вторая ступень обучения (этап начальной подготовки, возраст обучающихся 8-17 лет).
Срок обучения от 1 до 3 лет.
Основные задачи:
Привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям
физической культуры и спортом.
Освоение основ техники в избранных видах спорта.
Совершенствование полученных навыков и умений.
Привитие навыков личности гигиены и самоконтроля.
Динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности
занимающихся.
Направления: баскетбол, футбол, волейбол, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание,
бокс, борьба, спортивное ориентирование.
Формы организации и проведения образовательного процесса:
Групповые занятия
Индивидуальные занятия
Теоретические занятия
Контрольные тесты
Участие в соревнованиях
Результатом освоения программ 2-ой ступени является выполнение:
Учебных контрольных тестов и нормативов по ОФП, СФП, технической подготовке
Выполнение спортивного разряда
Участие в соревнованиях
Оздоровление в спортивно-оздоровительном лагере
Медицинский контроль
Результатом освоения программ 2-ой ступени является:
Выполнение контрольных тестов по ОФП, СФП, технической подготовке
Выполнение спортивного разряда для выпускников
Вольная борьба
- II спортивный разряд
Лыжные гонки
- II спортивный разряд
Бокс
- II спортивный разряд
Легкая атлетика
- II спортивный разряд
Футбол
- I юн. разряд
Волейбол
- I юн. разряд
Плавание
- I юн. разряд
Баскетбол
- I юн. разряд
Спортивное ориентирование - III спортивный разряд
20
Характеристика учебно-тренировочных программ приведена в приложении № 1.
X.
Содержание и организация образовательного процесса
Образовательный процесс строится на педагогически обоснованном выборе
тренером-преподавателем учебных планов, государственных программ, современных
технологий в обучении и воспитании учащихся.
Образовательный процесс включает в себя теоретические и практические занятия,
участие в соревнованиях различного ранга, выполнение учебных контрольных и
нормативов, многообразную воспитательную работу с учащимися.
Организация и проведение образовательного процесса в МАУ ДО «Заиграевская
ДЮСШ» регламентируется:
Государственными учебными программами по видам спорта
Учебными и производственными планами
Календарем спортивно-массовых мероприятий
Расписанием занятий
Планами работ отделений учреждения
Вся учебная документация разработана в соответствии с «Нормативно-правовыми
основами деятельности спортивных школ» и утверждена МАУ ДО «Заиграевская
ДЮСШ» самостоятельно.
Для реализации образовательных учебных программ учреждение создает отделения
по видам спорта, комплектует учебные группы.
Деятельность учебных групп, отделений осуществляется на принципах
добровольности и самоопределения обучающихся, необходимые условия для этого
создаются тренерами-преподавателями, которые обеспечивают право выбора видов
спорта и форм деятельности.
Учебные занятия на отделениях по видам спорта проводятся со всем составом
группы или индивидуально, в соответствии с утвержденным расписанием, составленным
администрацией учреждения, с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей
обучающихся и установленных санитарно-гигиенических норм по представлению
педагогических работников.
Учреждение организует работу с обучающимися в течение всего календарного года.
Учебный год начинается с 1 сентября и составляет:
42-46 недель на спортивно- оздоровительном этапе обучения
46 недель на этапе начальной подготовки
46 недель на учебно-тренировочном этапе.
Возможно увеличение количества учебных недель в условиях спортивнооздоровительного лагеря или по индивидуальным планам обучающихся на период их
активного отдыха. В каникулярное время учреждение может открывать в установленном
порядке спортивно-оздоровительные лагеря, спортивные базы, создавать различные
объединения с постоянными и переменными составами детей в лагерях (загородных или с
дневным пребыванием). Организовывать выезды детей в другие лагеря и базы, также и за
пределы Республики Бурятия.
Для зачисления обучающихся в спортивную школу, необходимо представить
заявление родителей и медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка. Обучение в
учреждении ведется на русском языке. Недельный режим учебно-тренировочной работы
является максимальным и устанавливается тренерским советом школы, в зависимости от
специфики вида спорта, периода и задач подготовки.
Выпускниками образовательного учреждения являются обучающиеся, прошедшие
все этапы подготовки и сдавшие выпускные экзамены.
21
XI.
Учебный план и его обоснование
Учебный план разработан на основе методических рекомендаций по организации
деятельности спортивных школ.
Для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования программы
рассчитаны на 46 недель, в условиях спортивной школы и 6 недель, в условиях летнего
оздоровительного лагеря или активного отдыха по самостоятельным планам.
В МАУ ДО «Заиграевская ДЮСШ» культивируется 10 видов спорта (лыжные
гонки, бокс, вольная борьба, легкая атлетика, футбол, плавание, волейбол, баскетбол,
спортивное ориентирование), что позволяет достаточно широко удовлетворять интересы и
потребности детей и добиться массового привлечения их к занятиям.
Основными задачами образовательной деятельности являются:
- вовлечение максимально возможного числа детей в систематические занятия спортом,
выявление их склонности и пригодности для дальнейших занятий спортом, воспитание
устойчивого интереса к ним;
- формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, осуществление
гармоничного развития личности, воспитание ответственности и профессионального
самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся;
- обеспечение повышения уровня общей и специальной физической подготовленности в
соответствии с требованиями программ по видам спорта;
- развитие массового спорта;
- оздоровление детей и подростков, повышение уровня их физической подготовленности;
- выявление в процессе систематических занятий способных детей и подростков, с целью
привлечения их к специализированным занятиям спортом, для достижения высоких
результатов;
- подготовка к участию в соревнованиях различного уровня;
- создание условий для достижения обучающихся высоких спортивных результатов;
- укрепление и расширение материально-технической базы;
- повышение ответственности родителей за здоровье детей;
- оказание всесторонней помощи общеобразовательным учреждениям в организации
спортивной работы.
Учебный план включает в себя этапы обучения: спортивно-оздоровительный,
начальной подготовки (3 года). Спортивная подготовка многолетняя, круглогодичная.
Учебный план разрабатывается для спортивно-оздоровительных групп и групп
начальной подготовки, из расчета 46 недель занятий, непосредственно в условиях
спортивной школы. Для учебно-тренировочных групп и групп спортивного
совершенствования программы рассчитаны на 46 недель, в условиях спортивной школы и
6 недель, в условиях летнего оздоровительного лагеря или активного отдыха по
самостоятельным планам. С увеличением общего годового объема часов, изменяются по
годам обучения соотношение времени на различные виды подготовки. Повышается
удельный вес нагрузок на спортивно-техническую, специальную, физическую,
тактическую и психологическую подготовку.
При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями
обучения и учебно-тренировочными группами. Уровень учебной недельной нагрузки на
ученика не превышает предельно допустимого. Распределение времени в учебном плане
на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с
конкретными задачами многолетней подготовки.
22
Спортивно-оздоровительные группы
Задачи:
Укрепление здоровья, улучшение физического развития.
Приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий
различными видами спорта;
Привитие стойкого интереса к занятиям спортом.
Овладение основами техники выполнения физических упражнений.
Группы начальной подготовки
Задачи:
Укрепление здоровья и улучшение физического развития.
Овладение основами техники выполнения физических упражнений.
Приобретение разносторонней физической подготовки на основе занятий спортом.
Выявление задатков и способностей детей.
Привитие интереса к занятиям спортом.
Воспитание черт спортивного характера.
Определение вида спорта для дальнейшей специализации.
XII.Виды деятельности, направленные на развитие задач учреждения
1. Учебные занятия по видам спорта и возрасту занимающихся:
Волейбол…………………………………………с 9 до 18 лет
Вольная борьба…………………………………..с 8 до 18 лет
Лыжные гонки……………………………………с 8 до 18 лет
Бокс………………………………………………..с 9 до 18 лет
Легкая атлетика…………………………………..с 7 до 18 лет
Футбол…………………………………………….с 6 до 18 лет
Плавание…………………………………………..с 6 до 18 лет
Баскетбол………………………………………….с 7 до 18 лет
Спортивное ориентирование…………………… с 6 до 18 лет
2. Внешкольная деятельность учреждения
Организация досуга учащихся МАУ ДО «Заиграевская ДЮСШ», способствующего
повышению их культурного уровня.
Приобретение знаний и умений по широкому кругу интересов, воспитание патриотизма,
любви к Родине.
Формы организации деятельности:
Спортивные фестивали, праздники, соревнования и учебно-тренировочные сборы
Экскурсии, посещение музеев
Спортивные лагеря
Спортивные вечера
Однодневные и многодневные походы
23
Оформление стендов
Спортивные пробеги, посвященные памятным датам
3. Профориентационная деятельность
Этот вид деятельности направлен на расширение знаний об избранном виде спорта,
поступление в ВУЗы физкультурной направленности.
Формы организации деятельности:
Встречи с выпускниками школ
Встречи с сильнейшими спортсменами
Судейские семинары
Просмотры видеофильмов
Беседы
4. Работа с родителями
Работа спортивной школы с родителями включает в себя привлечение родителей к
участию в проведении различных форм деятельности школы.
Формы организации деятельности:
Родительские собрания
Консультации
Оказание помощи в укреплении материально-технической базы учреждения
5. Охрана жизни и здоровья учащихся
Деятельность по охране жизни и здоровья учащихся является одним из основных видов
деятельности, так как обеспечивает возможность высоко эффективного образовательного
процесса и направлена на укрепление здоровья и достижения поставленных жизненных
задач.
Формы организации деятельности:
Санитарно-просветительская работа
Врачебно-педагогический контроль
Углубленный медицинский контроль
Инструктаж по охране труда при проведении учебных занятий по видам спорта и сдача
зачета
Оказание первой доврачебной помощи
Личная гигиена
Правила самоконтроля
Правила поведения в общественных местах
6. Общественно-методическая деятельность
Вид этой деятельности направлен на организацию методической поддержки РУО, МОУ,
ДОУ.
24
Формы организации деятельности:
Семинары для учителей
Открытые занятия по видам направлений учреждения
Аттестация педагогических работников
Организация и проведение спартакиад
7. Педагогический контроль
В каждой учебной образовательной программе по видам направлений определены формы
и методы педагогического контроля за образовательным процессом.
Формы педагогического контроля:
Определение уровня физической подготовленности учащихся
Динамика роста спортивных результатов
Определение физического состояния и здоровья учащихся
Данный контроль осуществляется систематически и в соответствии с планом
внутри школьного контроля в течение учебного года.
При реализации учебных программ, огромное внимание уделяется аспекту
воспитания учащихся. Тренеры-преподаватели стараются создать атмосферу
доброжелательности, взаимопонимания, доверительного отношения друг к другу,
значимости каждого участника в образовательном процессе.
XII.
Критерии оценки деятельности ДЮСШ
на этапах спортивной подготовки
Спортивно-оздоровительный:
Стабильность состава занимающихся, посещаемость
Динамика индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся
Уровень освоения основ гигиены и самоконтроля
Начальной подготовки:
Стабильность состава занимающихся
Динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности
занимающихся
Уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и контроля
Система аттестации и определения результатов деятельности учреждения
Оценка результатов деятельности учреждения определяется:
Соответствие образовательных программ типовому положению, Уставу учреждения,
лицензии на образовательную деятельность.
Оценка соответствия методов, средств, форм образовательного процесса возрасту,
интересам и потребностей обучающихся.
Оценка полноты реализации учебных программ по объему и разделам.
25
Оценка результативности реализуемых программ по сохранности контингента
обучающихся, по уровню достижений обучающихся.
Оценка уровня продвижения обучающихся по материалам административной и
педагогической диагностики.
Оценка содержания и организации образовательного процесса.
Повышение квалификации.
Уровень опытно-экспериментальной работы.
Уровень учебно-дидактического оснащения реализуемых программ.
Социальные связи.
Организация летней оздоровительной работы.
Инновационные программы, реализуемые в учреждении.
XIV. Психолого-педагогическое обеспечение
образовательной программы
Основной целью образовательного процесса учреждения является создание
комфортных условий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка.
Дополнительному образованию детей свойственна высокая степень вариативности
в обучении, благодаря которой каждый ребенок может выбрать образовательный
маршрут, отвечающий его интересам и склонностям, объему и темпу освоения
образовательных программ.
Добровольно включаясь в образовательный процесс дополнительного образования,
ребенок и родители доверяют тренерам-преподавателям, педагогам своё свободное время,
надеясь на удовлетворение потребностей развивающейся личности.
Для достижения ожидаемого результата, в учреждении создаются условия,
образовательная среда, где ребенок должен чувствовать себя комфортно.
Образовательная среда – комплекс необходимых условий, при выполнении
которых ребенок получает возможность для свободного активного самоопределения и
саморазвития и состоит из:
Наличия спортивных помещений для занятий, необходимого спортивного инвентаря и
оборудования
Содержания программ и их гибкости
Форм детских объединений, количественного состава в группах, объединение по
возрастному признаку и уровню физической подготовленности
Обеспечение образовательного процесса квалифицированными кадрами
В системе дополнительного образования существует возможность для создания
условий и возможностей личностного развития и реализации творческого потенциала
ребенка, для его совершенствования в избранном виде деятельности и повышения
функциональной грамотности.
Атмосфера доброжелательности и взаимоуважения, авторитетности тренеровпреподавателей, преобладание положительной оценки деятельности, создание успеха,
приобретает особое значение в условиях личностно-ориентированной педагогики.
При отсутствии психологической службы, эти задачи возлагаются на
педагогический коллектив, на конкретного педагога.
XV. Медико-санитарное обеспечение программы
С ростом интенсивности и объема тренировочной нагрузки, значимость контроля
резко возрастает. Приближение нагрузки к физическому порогу часто означает, что
26
вопросы контроля – это не только рост тренированности, но и вопрос сохранения здоровья
юного спортсмена.
Во врачебной карте отмечается контроль посещений, лечебно-профилактические
мероприятия, записи о сопутствующих заболеваниях и необходимые консультации.
Контроль за уровнем физической работоспособности и функционального
состояния организма обучающихся проводится в рамках текущего комплексного
обследования, для отслеживания роста физического развития и состояния учащихся,
корректировки учебных планов в разделах «объемов» и «интенсивности».
Контроль за охраной труда при проведении учебных занятий по видам спорта
проводится с целью исключения травматизма и несчастных случаев, в соответствии с
типовыми инструкциями по охране труда, при проведении учебных занятий.
Учащиеся получают навыки и умения по составлению медицинской аптечки,
оказания первой медицинской помощи при травмах и способах транспортировки,
доврачебной помощи.
Санитарно-просветительская работа включает в себя ряд мероприятий:
Обслуживание соревнований
Проведение бесед на медицинские темы
Работа в спортивно-оздоровительных лагерях
Проведение родительских собраний
XVI. Ожидаемые результаты от реализации программы
Более полное удовлетворение социального заказа.
Повышение качества содержания образовательного процесса.
Увеличение контингента обучающихся.
Укрепление материально-технической и учебно-материальной базы.
Накопление опыта сотрудничества по организации и проведению Всероссийских и
международных соревнований.
Семинары по актуальным проблемам образовательного процесса.
Совершенствование спортивного мастерства участников образовательного процесса.
Развитие системы профильного обучения одаренных детей.
Развитие различных форм сотрудничества между всеми участниками проекта, с целью
совершенствования имеющихся и создания новых средств, методов в образовательном
процессе.
Критерии и показатели оценки эффективности программы
Реализация мероприятий программы направлена на достижение социального
эффекта, формирование развитой, социально-активной, творческой личности, воспитание
гражданственности, патриотизма через дальнейшую интеграцию основного и
дополнительного образования.
Итогом реализации программы должны стать следующие результаты:
Социальная эффективность:
Увеличено количество детей, привлеченных к занятиям физической культурой и
спортом, проведена работа по формированию принципов здорового образа жизни.
27
Обеспечена возможность получения доступного и качественного дополнительного
образования.
Обеспечена занятость детей различными формами деятельности и, как следствие,
сокращение количества учащихся, состоящих на учете в ОДН.
Обеспечена поддержка талантливой и способной молодежи, созданы условия для
формирования социально активной личности.
Эффективность внедрения новых образовательных технологий и принципов
организации образовательного процесса:
Рост числа педагогов, ведущих инновационную работу по выявлению эффективности
применяемых педагогических технологий.
Дальнейшее развитие методической службы, разработка методических материалов,
обеспечивающих качество учебно-воспитательного процесса.
Внедрение механизмов общественного управления (Попечительский совет):
Увеличение доли внебюджетных поступлений в фонд развития учреждения.
Участие родителей в мониторинге состояния и развития учреждения, выборе
направления обучения, соответствующих запросам и потребностям обучающихся и их
родителей.
Поддержка и развитие материально-технической базы:
Положительная динамика развития
Мероприятия, направленные на развитие воспитания, позволяют повысить
занятость детей и подростков в свободное от занятий время, что приведет к снижению
подростковой преступности, обеспечит их более успешную социализацию, развитие
творческих, спортивных способностей, лидерских качеств.
Одним из социальных эффектов реализации программы станет улучшение качества
физического здоровья участников образовательного процесса, выражающееся в снижении
показателя количества детей с низким уровнем физического развития.
Важным социальным эффектом реализации мероприятий программы станет
создание комфортных условий для получения качественных образовательных услуг,
закрепление педагогических кадров в общей системе образования.
28