Средства обучения и воспитания учащихся МАУ ДО «Заиграевская ДЮСШ»
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых
преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам
обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются
при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности
и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся
материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и
мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Главным в средствах обучения является: устное слово, речь педагога (тренерапреподавателя).
Главный инструмент общения – передача знаний. Реализовать принцип
наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации
обучающиеся воспринимают зрительно.
В процессе обучения также используются технические средства обучения. Они,
несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово педагога, общение,
недооценка, которых, может привести к сдерживанию развития личности.
1. Средства обучения и воспитания
1.1. Воспитательная работа в Заиграевской ДЮСШ направлена на решение проблемы
развития личностных качеств и ключевых компетенций обучающихся в условиях
нахождения в учреждении дополнительного образования детей спортивной
направленности, способствующих дальнейшей общественной и профессиональной
деятельности в условиях информационного общества.
1.2. Перед тренерско-преподавательским составом стоит цель:
- воспитать у обучающихся способность жить в постоянно меняющемся мире;
- сформировать умения реализовать в жизни свою индивидуальность и свои потребности в
избранном виде спорта;
- выявить и развить природные задатки каждого, систематически изучать типичные и
индивидуальные особенности и потребности обучающихся.
2. Заиграевская ДЮСШ воспитательную работу рассматривает как систему,
интегрирующую комплекс форм и методов, используемых в работе с обучающимися.
Воспитательная работа строится на принципах гуманности, развития, личностного
подхода, демократизации воспитания, сотрудничества.
2.1. Система воспитательной работы строится на следующих уровнях:
- Общешкольная деятельность.
- Работа тренеров-преподавателей с группой обучающихся.
- Индивидуальная работа с обучающимися и их родителями.
2.2. Основными критериями успешности организации воспитательной работы являются:
- Включѐнность в воспитательный процесс всего педагогического коллектива ДЮСШ.
- Координирующая роль директора
воспитательного процесса в ДЮСШ.
и
участие
администрации
в
организации
- Воспитывающая среда и положительный психолого-педагогический климат.
- Демократический характер планирования (участие в планировании тех, кто планирует и
тех, для кого планируют).
- Разумное сочетание психологически благотворной среды и четких естественных
педагогических требований.
- Наличие естественной связи: воспитание на занятии, воспитание вне занятий,
воспитание вне школы.
- Постоянное нарастание динамики в оценке обучающимися роли ДЮСШ, тренировочной
группы,
тренера-преподавателя,
товарищей,
удовлетворенность
обучением,
использованием досуга, отношением с родителями.
3. Методическая поддержка воспитательной работы.
Методическая поддержка осуществлялась по следующим направлениям:
- Оказание помощи в планировании раздела «Воспитательная работа» в дополнительной
общеобразовательной программе физкультурно-спортивной направленности.
- Методическая работа в интересах соединения общественной и обязательной
теоретической и практической самодеятельности тренеров-преподавателей.
- Работа тренеров-преподавателей по приведению в соответствие с современными
требованиями образовательных программ по видам спорта.
- Разработка методических рекомендаций по проведению собраний, индивидуальных и
групповых консультаций с родителями, в том числе в онлайн формате.
- Разработка сценариев праздничных мероприятий, участие в соревнованиях, спортивномассовых и досуговых мероприятиях.
4. Модель взаимодействия участников образовательного процесса при осуществлении
воспитательной деятельности.
Директор- общее руководство деятельностью участников образовательного процесса.
Заместитель директора по УВР - организация, координация воспитательного процесса в
учебно-тренировочном процессе, контроль за его осуществлением.
- оказание методической помощи в планировании воспитательного процесса, создании
сценариев, проведении мероприятий для всех участников образовательного процесса.
Изучение и внедрение современных воспитательных технологий.
Тренеры-преподаватели – планирование, организация и проведение воспитательных
мероприятий в тренировочных группах для обучающихся и родителей (в учебнотренировочном процессе, внеучебной и внешкольной деятельности).
Обучающиеся – участие в воспитательных мероприятиях разного уровня.
Родители – участие в организации, проведении воспитательных мероприятий разного
уровня.
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273 (пункт 26 статьи 2) в ДЮСШ имеются необходимые
средства обучения и воспитания для проведения занятий по реализуемым программам, а
именно: спортивное оборудование и инвентарь, инструменты, учебно-наглядные пособия,
печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные
материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.