СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. ГОДОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ – ГРАФИКИ
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
6.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЮЩИХСЯ
7. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ
10. ПОУРОЧНОЕ КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Волейбол» (далее - Программа)
реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании
в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N
41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.09.2020
№2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ
– 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Устав МАУ ДО «Заиграевская ДЮСШ» утверждённый постановлением АМО
«Заиграевский
район»
от
28.12.2015
г.
№
662
https://zaigraevodush.profiedu.ru/upload/proeduzaigraevo_dush_new/files/5f/fe/5ffe72559c1f3500f44fc1
93e228ce06.pdf
Положение о рабочей программе тренеров-преподавателей от 30.08.2023г.
https://zaigraevodush.profiedu.ru/upload/proeduzaigraevo_dush_new/files/9d/d7/9dd72986c4f72083a7cac
9245b5819e4.pdf
Плавание – это олимпийский водный вид спорта, который заключается в
преодолении различных дистанций вплавь и за наименьшее время. Независимо от
вида плавания, под водой пловцу разрешается проплыть не более 15 метров (на старте
или после поворота).
В спортивном плавании существуют 4 стиля:
Кроль – самый быстрый вид плавания, который характеризуется попеременными и
симметричными движениями руками и ногами. Каждая рука совершает широкий
гребок вдоль оси тела пловца, ноги при этом попеременно поднимаются и опускаются.
Кроль на спине – стиль плавания, который визуально очень похож на обычный
кроль. Спортсмен также совершает попеременные гребки руками с попеременным
поднятием и опусканием ног, но плывет на спине и совершает пронос прямой рукой
над водой.
Брасс – вид плавания, в котором спортсмен лежит на груди, а руками и ногами
выполняет симметричные движения в плоскости, которая параллельна водной
поверхности.
Баттерфляй – один из наиболее технически сложных и утомительных видов
плавания. При передвижении баттерфляем спортсмен совершает широкий и мощный
гребок, приподнимающий тело пловца над водой, а ноги и таз совершают
волнообразные движения. Считается вторым по скорости после кроля.
https://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/plavanie/
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Плавание»
определяется современными требованиями модернизации системы образования,
направленной на формирование у обучающихся целостного представления о
возможностях физической культуры и спорта, как средства укрепления здоровья,
максимальной реализации двигательных качеств, освоение навыков самоконтроля и
проведение активной тренировки в плавании, развития познавательных интересов,
формирования навыков здорового образа жизни. Плавание – жизненно необходимый
навык. Устойчивый навык плавания является необходимым условием,
обеспечивающим безопасность при проведении занятий и соревнований.
Вид программы:
Модифицированная программа спортивной подготовки, этап начальной подготовки,
по виду спорта «плавание» разработана на основе федерального стандарта спортивной
подготовки по виду спорта «плавание», утверждённого Приказом Министерства
спорта Российской Федерации от 16.11.2022 № 1004 «Об утверждении федерального
стандарта спортивной подготовки по виду спорта «плавание» (Зарегистрирован
16.12.2022 № 71597).
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405865435/
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Адресат программы:
Программа курса предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 14 лет. В
объединения принимаются все желающие юноши и девушки, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья. Занятия проводятся 3 раза в неделю,
продолжительностью 90 мин. Годовой объем рассчитан на 46 недель – 276 часов.
Младшие школьники 7 – 10 лет
Современная тренировка сегодня предъявляет жесткие требования ко всем, кто в
ней участвует, и это обязывает нас решать вопросы подготовки юных спортсменов в
строгом соответствии с закономерностями возрастной физиологии, психологии и
педагогики. Поэтому, роль четкого представления о периодизации возрастных
особенностей детей очень значительна.
Умелое использование в процессе обучения и многолетней тренировки целого
комплекса сложных и многообразных изменений в организме детей и подростков
окажет благотворное действие на растущий организм и поможет более полно
раскрыть его природный потенциал.
возраст от 7 – 8 до 11 лет является оптимальным периодом для обучения
плаванию, многообразным движениям на суше и в воде требующим гибкости,
координации и сравнительно небольшой мышечной силы, а так же для начала
целенаправленного развития подвижности в суставах и укрепление ОДА.
дети этого возраста могут осваивать достаточно продолжительные упражнения на
воде и суше, с умеренной интенсивностью.
оптимальный возраст начала ежедневных спортивных тренировок у девочек - не
позднее 9 лет.
подростковый возраст как и юношеский, является периодом больших
возможностей для совершенствования координационно-сложных движений с
оптимальными усилиями, амплитудой темпом; прочного овладения вариантами
современной техники плавания, стартов и поворотов; направленного развития
гибкости, функциональных основ выносливости и планомерного повышения
силы.
Для детей 7-10-летнего возраста свойственно конкретно-образное мышление.
Поэтому особенно важным на занятиях является доступный для понимания образный
показ и наглядный метод объяснения. У детей этого возраста сравнительно «легкий»
костный скелет и слабо развитые мышечные группы обеспечивают хорошую
плавучесть тела в воде, что облегчает разучивание движений по формированию
техники плавания.
Средние школьники 11 – 14 лет
В 12 лет у девочек и в 13 лет у мальчиков резко увеличивается скорость обменных
процессов, что сопровождается увеличением уровня годового прироста длины тела.
На этом этапе значительно возрастает объем сердца и его систолический объем. В
связи сростом массы миокарда уменьшается относительный объем проводящей
системы сердца.
Из-за опережающего увеличения объема внутренних полостей сердца по
отношению к внутреннему диаметру магистральных артерий создаются
эффективность работы сердца и повышающие кровяное давление на стенки сосудов.
Тенденция повышения эффективности в работе органов и систем организма
подростков, отвечающих за доставку кислорода в работающие мышцы (скорость
поступления кислорода в легкие, транспорт его артериальной и смешанной венозной
кровью), в возрасте 12-15 лет становится менее выраженной, чем в детском возрасте.
Несмотря на это, в начале этапа до 10-11 лет у девочек и в 10-12 лет у мальчиков
имеют место наиболее высокие темпы увеличения аэробной емкости (суммарного
потребления кислорода) и эффективности (скорость плавания на уровне порога
аэробного и анаэробного обмена) за счет повышения капилляризации мышц, снижения
сосудистого сопротивления, координации деятельности вегетативных систем,
использования в энергетическом обеспечении мышечной работы энергии окисления
жиров (процесс стимулируется соматотропным гормоном).
Подвижность в суставах и гибкость в данный возрастной период продолжают
улучшаться. Наибольший прирост подвижности в суставах имеет место у девочек до
12 лет, у мальчиков до 14 лет, с увеличением возраста прирост останавливается.
В конце этапа у девочек 11 - 12 лет и у мальчиков 12-14 лет создаются условия для
увеличения аэробной мощности (МПК) за счет увеличения систолического объема
крови и повышения мощности аппарата внешнею дыхания (ЖИЛ, МЛВ), но все-таки
еще ограничена способность к длительной работе на уровне, близком или равном
МПК. Поскольку содержание гликогена к мышцах в 9-10 лет у девочек и 10-12 лет у
мальчиков невысокое (почти в 2 раза ниже, чем в 16-17 лет), гликолитическая
работоспособность почти не возрастает, возможности к работе анаэробного характера.
Но с 10-11 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков постепенно нарастает мощность и
емкость гликолиза за счет умеренного увеличения мышечных запасов гликогена и как
следствие этого медленное нарастание лактата в тестовых и соревновательных
упражнениях.
В начальной фазе полового созревания, когда проявляются его внешние признаки,
увеличивается возбудимость нервных центров, повышается реактивность
эмоциональность в ответных реакциях при мышечной работе, особенно
соревновательного характера. В 10-11 лет у девочек и до 12 лет у мальчиков
скоростные способности совершенствуются за счет улучшения регуляции движений,
снижения времени простой двигательной реакции. В последующие 2 года темпы
прироста быстроты снижаются.
В 10-12 лет у девочек и в 12-14 лет у мальчиков значительно нарастает масса тела и
вместе с ней нарастает максимальная сила, которая до 10-11 лет у девочек и до 12 лет
у мальчиков прирастала низкими темпами. Прирост силы идет за счет
совершенствования регуляции мышечных сокращений. Общая силовая выносливость
в 10-12 лет у девочек и 10-14 лет у мальчиков быстро увеличивается за счет экономии
энергетических затрат (повышение уровня ПАНО при силовой работе) и мышечной
регуляции. Специальная силовая выносливость у девочек 10-12 лет и у мальчиков 1214 лет увеличивается за счет функционального компонента. К началу прироста
мышечной массы у девочек 10-12 лет и у мальчиков 12-14 лет создаются предпосылки
для роста скоростно-силовых способностей.
В возрасте 10-12 лет у девочек и мальчиков происходит формирование «взрослой»
ритмо-силовой структуры техники плавания. Дальнейшее увеличение силы тяги в воде
при плавании идет за счет увеличения силы и ее реализации в процессе плавания.
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации программы 3 года, 828 педагогических часов, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год обучения,
276 педагогических часов, занятия
проводятся 3 раза в неделю (1 занятие 2 академических часа, 1 час=45 мин);
«Базовый уровень» - 2, 3 год обучения, 552 педагогических часа, занятия
проводятся 3 раза в неделю (1 занятие 2 академических часа, 1 час=45 мин).
Форма обучения: очная. Учебные занятия проводятся в учебном кабинете, в
спортивном зале, бассейне. Занятия по общей физической подготовке и по
специальной физической подготовке в спортивном и тренажёрном зале. Кроме того,
используются такие формы, как: соревнование, игра, конкурс, путешествие, лекция,
видео-занятие и др. Обучение проводится индивидуально, в группах, в мини-группах,
которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.
Особенности организации образовательной деятельности: Организация занятий
осуществляется в тренировочных группах, сформированных по возрастному и
гендерному принципу. Одновозрастные группы позволяют четче дифференцировать
тренировочные адекватные средства и методы для конкретного контингента
занимающихся. При этом особо важное место отводится игровой деятельности детей.
Целевое назначение игры следует рассматривать прежде всего в повышении роли
эмоционального компонента во время выполнения физических упражнений и в
выполнении воспитательных функций – формировании коммуникативных
способностей.
Режим занятий:
Предмет
«Стартовый уровень»
1 год обучения
волейбол
276 часов в год.
6 часов в неделю,
занятия проводятся 3 раза
в неделю (1 занятие 2
академических часа, 1
час=45 мин)
«Базовый уровень»
2, 3 год обучения
276 часов в год.
6 часов в неделю;
(2 года обучения),
занятия проводятся 3 раза
в неделю (1 занятие 2
академических часа, 1
час=45 мин)
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: создание благоприятных условий для закаливания и укрепления детского
организма, гармоничного физического развития, удовлетворения потребности в
двигательной активности, а также обучить занимающихся основам техники
спортивного плавания.
Задачи:
1. Обучающие:
-
сформировать теоретические и практические основы освоения водного
пространства;
освоить технические элементы плавания;
обучить основному способу плавания «Кроль»;
познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на
открытых водоемах, в бассейне).
2. Развивающие:
-
развивать двигательную активность детей;
способствовать развитию навыков личной гигиены;
способствовать развитию костно-мышечного корсета;
развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в
непривычной обстановке;
формировать представление о водных видах спорта.
3. Воспитывающие:
-
воспитывать морально-волевые качества;
воспитывать самостоятельность и организованность;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;
воспитывать интерес к занятиям физической культуры.
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты обучения
Обучающиеся:
- будут знать о влиянии занятий физическими упражнениями на организм;
- получат навыки техники основных стилей спортивного плавания (кроль на груди,
брасс);
- овладеют умениями выполнять специальные упражнения пловцов;
- будут уметь правильно распределять свою физическую нагрузку;
- получат навыки проведения соревнований;
- будут соблюдать технику безопасности, поведения на воде;
Результаты развития
Обучающиеся:
- овладеют основами техники плавания различными видами;
- обучатся основам судейства в плавании;
- будет развита потребность систематическим занятиям физической культурой и
спортом в целом и к плаванию в частности;
- развитие потребности в саморазвитии, личностном росте через создание ситуации
успеха, участие в соревнованиях;
- улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим
нагрузкам; повысятся адаптивные возможности организма - противостояние
условиям внешней среды стрессового характера;
Результаты воспитания
Обучающиеся:
- воспитание высоких нравственных качеств: чувства коллективизма,
взаимопомощи, дружбы, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности,
воли к победе;
- будет сформирована потребность в двигательной активности как основы здорового
образа жизни;
- будут воспитать морально-волевые качества, формирование ценностных
ориентаций и установок на спортивное совершенствование.
№
2. ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметные области
1
Теоретическая подготовка
1 год
7
2 год
6
3 год
5
2
154
152
150
112
109
110
4
Общая физическая подготовка
Специальная физическая и техническая
подготовка
Инструкторская и судейская практики
-
-
-
5
Участие в соревнованиях
-
6
8
6
Сдача контрольных нормативов
3
3
3
7
Восстановительные мероприятия
+
+
+
8
Медицинский осмотр
+
+
+
276
276
276
3
Всего учебных часов:
Учебные группы
3. ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН – ГРАФИК
«Плавание»
начальный уровень (1 год обучения)
Учебный план
№
п/п
1.
2.
Название раздела, темы
Теоретическая подготовка
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
7
7
-
140
10
130
Контрольное
упражнение,
тестирование на умение
выполнять пройденные
технические приёмы
100
8
92
Контрольное
упражнение,
тестирование на умение
выполнять пройденные
технические приёмы
Общая физическая
подготовка
3.
Специальная
физическая подготовка
4.
Техническая подготовка
27
2
25
Контрольное упражнение
5.
Участие в
соревнованиях
4
-
4
умение демонстрировать
пройденный материал
6.
Контрольные
нормативы и
соревнования
3
-
3
тестирование на умение
выполнять пройденный
материал
7.
Врачебный контроль
8.
Восстановительные
мероприятия
Вне учебного графика
2
ИТОГО:
276
2
20
Медицинское
обследование
Контроль самочувствия
256
«Плавание»
базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
№
п/п
1.
Название раздела, темы
Теоретическая подготовка
2.
Общая физическая
подготовка
3.
Специальная
физическая подготовка
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
7
7
-
120
10
110
Контрольное
упражнение,
тестирование на умение
выполнять пройденные
технические приёмы
113
10
103
Контрольное
упражнение,
тестирование на умение
выполнять пройденные
технические приёмы
4.
Техническая подготовка
31
2
29
Контрольное упражнение
5.
Участие в
соревнованиях
6
-
6
умение демонстрировать
пройденный материал
6.
Контрольные
нормативы и
соревнования
3
-
3
тестирование на умение
выполнять пройденный
материал
7.
Врачебный контроль
8.
Восстановительные
мероприятия
ИТОГО:
Вне учебного графика
3
-
3
276
22
253
Медицинское
обследование
Контроль самочувствия
«Плавание»
базовый уровень (3 год обучения)
Учебный план
№
п/п
1.
2.
Название раздела, темы
Теоретическая подготовка
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
5
5
-
105
7
98
Контрольное
упражнение,
тестирование на умение
выполнять пройденные
технические приёмы
120
7
113
Контрольное
упражнение,
тестирование на умение
выполнять пройденные
технические приёмы
Общая физическая
подготовка
3.
Специальная
физическая подготовка
4.
Техническая подготовка
37
2
35
Контрольное упражнение
5.
Участие в
соревнованиях
8
-
8
умение демонстрировать
пройденный материал
6.
Контрольные
нормативы и
соревнования
2
-
2
тестирование на умение
выполнять пройденный
материал
7.
Врачебный контроль
8.
Восстановительные
мероприятия
ИТОГО:
Вне учебного графика
4
-
4
276
21
255
Медицинское
обследование
Контроль самочувствия
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Теоретическая подготовка
Целью теоретической подготовки является овладение минимумом знаний,
необходимых для понимания сущности спорта и его социальной роли
соответствующей возрасту форме занимающиеся должны ознакомиться с влиянием
физических упражнений на организм, освоение гигиенических знаний и навыков,
закаливание, режим и питание, врачебный контроль и самоконтроль, история
развития плавания в России и за рубежом. Одним из важнейших направлений
теоретических занятий является воспитание чувства патриотизма, любви к своей
Родине и гордости за нее, формирование спортивного образа жизни на долгие годы
жизни.
Теоретические знания должны не только вооружить спортсменов
специальными знаниями, но и воспитывать в них чувство патриотизма, любви к
своей Родине и гордости за неё.
Общая физическая подготовка (ОФП)
Общая физическая подготовка является неотъемлемой составной частью процесса
тренировки и занимает в ней особо важное место. Ее используют как средство
оздоровления, повышения эмоциональности занятий, активного отдыха, увеличения
нагрузки и, главное, как наиболее эффективное средство всестороннего развития
юного спортсмена.
Форма занятий по общей физической подготовке - групповая и по возможности на
открытом воздухе. Из общего времени занятий на суше на общую физическую
подготовку отводится 53%. для достижения высоких результатов в плавании в ластах
существенное значение имеют способности спортсмена проявлять высокий уровень
силовой выносливости и гибкости.
Общая физическая подготовка пловца-подводника направлена на разностороннее
комплексное воздействие на организм спортсмена с некоторым учётом специфики
плавания и позволяет решать следующие задачи:
-
-
всестороннее развитие организма спортсмена, повышение уровня развития
выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости и на основе этих качеств
создание функциональной базы, необходимой для достижения высоких
спортивных результатов;
оздоровление пловцов-подводников, закаливание, выработка иммунитета к
сменам температур;
укрепление мышечно-связочного аппарата, устранение недостатков в развитии мышц;
обеспечение
в
периоды
снижения специальных
тренировочных нагрузок активного отдыха
путем изменения
характера применяемых упражнений; повышение уровня волевой
подготовленности спортсменов путем преодоления ими дополнительно
создаваемых трудностей.
Целенаправленное решение этих задач в процессе многолетней тренировки создает
определенный тип спортсмена – пловца-атлета.
К основным средствам общей физической подготовки относятся:
В группах начальной подготовки 1 года обучения: строевые, общеразвивающие и
акробатические упражнения (без предметов, с предметами, в парах), различные
виды передвижения (обычные ходьба и бег, боком, спиной вперёд, с различными
движениями рук, в полуприседе и т.п.), подвижные игры, эстафеты.
В группах начальной подготовки 2 – 3 года обучения: общеразвивающие,
легкоатлетические и акробатические упражнения (без предметов, с предметами, в
парах, с отягощениям), прикладные упражнения (поднимание и переноска
партнёра вдвоём, различные способы лазания с использованием гимнастической
стенки, лестницы, каната, шеста), упражнения с короткой и длиной скакалкой
(прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперёд, назад; прыжки с
поворотами, в приседе и т.п.), различные виды передвижения (обычные ходьба и
бег, боком, спиной вперёд, с различными движениями рук, в полуприседе и т.п.),
упражнения с резиновыми амортизаторами подвижные и спортивные игры игры,
эстафеты, лыжная подготовка, элементы спортивной ходьбы, кроссовая
подготовка.
Акробатические упражнения
Перекаты в сторону из упора стоя на коленях или из положения лёжа
прогнувшись: перекаты назад и вперёд. Кувырок вперёд в группировке; кувырок
вперёд с шага; два кувырка вперёд. Мост из положения лёжа на спине. Полушпагат.
Стойка на лопатках. Кувырки назад в группировке. Кувырки через плечо. Длинный
кувырок вперёд. Соединение нескольких кувырков вперёд подряд. Стойка на голове
и руках. Упражнения с короткой и длиной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах
с вращением скакалки вперёд и назад; прыжки в парах и т.д.
Легкоатлетические упражнения
Бег обычный; бег, высоко поднимая колени или забрасывание голени назад.
Сочетание ходьбы и бега с прыжками. Прыжки в длину с места и с разбега. Элементы
спортивной ходьбы. Метание теннисного мяча, гранаты. Толкание ядра.
Кроссовая подготовка
Бег на местности в чередовании с ходьбой от 30 минут до 1,5 часа. Кроссы от
1000 до 3000 м (в зависимости от возраста).
Подвижные игры
Игры и эстафеты с элементами общеразвивающих упражнений, бега прыжков
и т.д. Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий. Игры,
эстафеты и развлечения на воде.
Спортивные игры
Ручной мяч, баскетбол, футбол, волейбол (по упрощенным правилам).
Специальная физическая подготовка (СФП)
Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития
физических способностей в избранном виде спорта. Специальная физическая
подготовка пловцов в ластах – основа высоких спортивных результатов.
Для подготовки пловца-подводника разработана методика развития специальных
физических качеств. Особенно широко применяются различные тренировочные
средства, способствующие повышения уровня скоростных возможностей и
специальной выносливости.
Основными средствами специальной физической подготовки являются:
-
-
-
Упражнения с резиновыми амортизаторами.
Упражнения с набивными мячами.
Упражнения с предметами и без предметов для укрепления мышц, участвующих в
гребковых движениях плавания.
Упражнения на растягивание и подвижность в суставах, в которых происходят
основные движения в плавание в ластах: в плечевом, голеностопном,
тазобедренном,
коленном
суставах,
шейном
и поясничном отделах
позвоночного столба. Пловцам необходимо иметь максимальную подвижность
в плечевых и голеностопных суставах, большую подвижность – позвоночника, в
тазобедренных и коленных суставах, среднюю подвижность – в локтевых и
лучезапястных суставах. Упражнения, обеспечивающие растяжение
и
подвижность
в
суставах:
маятникообразные упражнения; пружинящие;
вращательные движения рук и ног с постепенно
увеличивающей
амплитудой
в
плечевых, голеностопных, коленных и тазобедренных
суставах; волнообразные движения; повороты; сгибание и разгибание туловища в
поясничном, грудном и шейном отделах; круговые движения плечевого пояса и
т.п. При развитии гибкости желателен высокий темп движений. В этом случае
мышцы подвергаются большему растяжению, увеличивается длительность
воздействия на соответствующие суставы.
Упражнения по ознакомлению с основными вариантами дыхания, применяемыми
при плавании в ластах: быстрый вдох через и продолжительный полный выдох
через рот; полный быстрый выдох через открытый рот, с несколько округленными
губами, сразу же – в меру глубокий вдох через рот, после чего дыхание
задерживается на 2-5 с. Дыхательные упражнения выполняются на месте, в
движении шагом, во время приседаний, выпрыгиваний, с движением рук.
Имитационные упражнения для освоения и совершенствования техники
спортивных способов плавания в ластах, стартов и поворотов.
Имитация на гимнастическом мате группировок, кувырков, «вращении»,
являющихся ведущими в плавании.
Упражнения для освоения и совершенствования техники плавания в ластах,
стартов и поворотов, типа:
движения руками, ногами и туловищем, как при плавании кролем на груди, на
спине, дельфином, в сочетании с дыханием и на задержке дыхания;
прыжки вверх и вперед – вверх их и.п. «старт пловца»;
имитация на гимнастическом мате группировок, кувырков и вращений,
являющихся элементами техники скоростных поворотов.
Упражнения на снарядах блочной конструкции, имитирующие движения руками
при плавании кролем, ногами – кролем дельфином.
Упражнения для развития основных мышечных групп пловцов-подводников и
закрепления рациональных элементов техники.
Упражнения на специальных тренажерах.
Упражнения на выносливость, соответствующие по продолжительности,
характеру и форме движений основным тренировочным упражнениям на воде.
Упражнения специальной физической подготовленности для повышения
скоростных возможностей:
интервальное проплывание отрезков протяжённостью 25 м, скорость
проплывания 90-100%, отдых между отрезками 40-60 секунд;
интервальное проплывание отрезков протяжённостью 50 м, скорость
проплывания 90-100%, отдых между отрезками 60-90 секунд;
интервальное проплывание отрезков протяжённостью 12,5 м, скорость
проплывания 90-100%, отдых между отрезками 15-20 секунд;
переменное плавание: 25 м интенсивно + 25 м свободно (всего 300-400 м), 25 м
интенсивно + 50 м свободно (всего 400-600 м), 50 м интенсивно + 50 м свободно
(всего 400-600 м), 25 м интенсивно + 25 м свободно + 50 м интенсивно + 50 м
свободно ( всего 400-600 м);
скорость проплывания «интенсивного отрезка» - 90-100 %, «малоинтенсивного» 60-75 %; использование более низких скоростей не будет способствовать
совершенствованию скоростной техники.
Техническая подготовка
Упражнения на суше:
Имитационные упражнения для освоения плавания способом кроль на груди: из
наклона туловища вперед, круговые движения руками вперед, назад, поочередные
и одновременные; лежа на животе руки вверху, попеременное движение ног
вверх, вниз.
Имитационные упражнения для освоения плавания способом кроль на спине: лежа
на спине руки вверху, попеременное движение ног вверх, вниз.
Имитационные упражнения для освоения плавания способом кроль на груди:
движения ног кролем на груди, из положения сидя (лежа) на груди, руки вверху.
Имитационные упражнения для освоения плавания способом кроль на спине:
движения ног кролем на спине, из положения сидя (лежа) на груди, руки вверху.
Имитационные упражнения для освоения плавания способом кроль на груди:
гребковые движения рук с поворотом головы стоя у стены в наклоне, руки упором
о стену; имитация гребкового движения правой рукой с одновременным
поворотом головы вправо, подбородок к плечу, выполнить вдох и завершить
гребковое движение рукой с одновременным опусканием головы, сделать выдох,
то же левой рукой.
Имитационные упражнения для освоения плавания способом кроль на спине:
положения стоя, руки вверху в положении «стрелочка», попеременные, гребковые
движения руками; положения стоя, руки вверху в положении «стрелочка»,
поочередные гребковые движения руками; положения стоя, руки вверху в
положении «стрелочка», одновременные гребковые движения руками; движения
ног «кролем» на спине, из положения сидя (лежа), руки вверху.
Имитационные упражнения для освоения плавания способом кроль на груди:
имитация движения ног кролем на груди, в положении лежа на груди, руки
вверху, из упора сидя на полу; имитация движения рук кролем на груди, из
положения стоя, с наклоном туловища вперед; имитация движения рук кролем на
груди из положения упор лежа.
Имитационные упражнения для освоения плавания способом кроль на спине:
имитация движения ног кролем на спине, в положении лежа на спине, руки
вверху, из упора сидя на полу; из положения стоя, имитация движения рук кролем
на спине, из положения стоя.
Имитационные упражнения для освоения стартов: выпрыгивание из полуприседа,
стоя руки вверх, кисти соединены, голова между руками.
Имитационные упражнения для освоения поворотов: в движении, касание стенки
одной рукой, разворот в противоположную сторону; развороты около стенки с
постановкой одной ноги на стенку, руки вытянуть вперед, голова между рук; в
движении касание двумя руками, разворот, остановка, постановка одной ноги на
стенку, вытягивание рук вперед, голова между рук
Вхождение в воду.
По трапу бассейна; соскоком вниз ногами с бортика бассейна.
Соскок с бортика в воду вниз ногами с различными положениями рук; спад в
воду из положения сидя на бортике, руки вверху
Упражнения для освоения с водой.
Передвижение по дну (ходьба, бег, прыжки вверх и вперед с гребковыми
движениями рук); приседания с погружением в воду с головой; выдох в воду;
доставание предметов со дна (открывая глаза в воде). Подвижные игры:
«Поплавок», «Звезда», «Медуза», «Стрела».
Приседания с погружением в воду с головой; выдох в воду; доставание предметов
со дна, открывая глаза в воде.
Упражнения на дыхание.
Плавание с опорой одной и двумя руками о доску с выдохами воду.
Плавание на груди руки вытянуты вверх, поворот головы с вдохом и выдохом в
воду под счет.
Упражнения для освоения плавания способом кроль на груди.
Движение ног с опорой руками о дно, о бортик бассейна; с поддержкой партнера,
стоящего на месте; скольжение после отталкивания без движения ног; скольжение
после отталкивания с движениями ног; выдохи в воду с поворотом головы;
согласованные с дыханием движения рук стоя на дне и в сочетании с ходьбой.
Плавание с опорой одной и двумя руками о доску; плавание с помощью ног и
гребков одной рукой с различными положениями другой руки; скольжение лежа
на груди; скольжение после отталкивания с движениями ног способом кроль на
груди.
Скольжение на груди руки вдоль туловища; скольжение на груди с движением ног
и гребка одной рукой; плавание на груди с попеременными гребковыми
движениями рук; проплывание отрезков в полной координации движений.
Упражнения для освоения плавания способом кроль на спине.
Движение ног с опорой руками о дно, о бортик бассейна; с поддержкой партнера,
стоящего на месте; скольжение после отталкивания без движения ног; скольжение
после отталкивания с движениями ног; согласованные с дыханием движения рук
стоя на дне и в сочетании с ходьбой.
Плавание с опорой одной и двумя руками о доску; плавание с помощью ног и
гребков одной рукой с различными положениями другой руки; скольжение лежа
на спине; скольжение после отталкивания с движениями ног способом кроль на
спине.
Скольжение на спине руки вдоль туловища; скольжение на спине с движением ног
и гребка одной рукой; плавание на спине с одновременными гребковыми
движениями рук; плавание на спине с попеременными гребковыми движениями
рук; проплывание отрезков в полной координации движений.
Повороты.
Закрытый поворот.
«Маятник».
Старты. Из положения, сидя на бортике.
Подвижные игры. «Спрячься в воду», «Лягушата», «Хоровод», «Фонтан»,
«Буря на море», «Охотники и утки», «Качели», «Аист», «Насос», «Жучокпаучок», «Карасики и щука», «Поезд в туннеле», «Волны и море», «На
буксире», «Тюлени», «Салки на воде».
Участие в соревнованиях
Ознакомление с соревновательной деятельностью.
Сдача контрольных нормативов
Определение уровня занимающихся по общефизической и технической подготовке на
данном этапе.
Медицинский контроль
Этапный, текущий и оперативный контроль, врачебно-педагогические наблюдения.
Восстановительные средства и мероприятия
Пассивный отдых. Прежде всего - ночной сон продолжительностью не менее 8 часов
в условиях чистого воздуха и тишины. В периодах с большими нагрузками
рекомендуется дополнительно отдыхать 1-1,5 часа в послеобеденное время
(желательно не сразу, а после прогулки 20-30 мин).
Активный отдых. После упражнений с большой нагрузкой часто бывает полезен
активный отдых (компенсаторное плавание), которое ускоряет процессы
восстановления и снижает нагрузку на психическую сферу спортсмена. Однако
необходимо иметь в виду, что общий объем нагрузки при этом увеличивается и
утомление от всей суммы тренировочной работы на занятии в целом не уменьшается.
Во многих случаях на следующий день после занятий с большой нагрузкой
эффективна 30-40-минутная нагрузка в виде малоинтенсивных упражнений (очень
легкий бег или ходьба по лесу, езда на велосипеде, ходьба на лыжах). Частота пульса
при этом, как правило, не должна превышать 120 уд./мин.
Специальные средства восстановления, используемые в подготовке пловцов, можно
подразделить на три группы: педагогические, психологические и медикобиологические.
5. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
Мероприятия
п/п
1
«Неделя безопасности»
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Проведение мероприятий
посвящённых «Дню солидарности в
борьбе с терроризмом»
Мероприятия посвященные «Дню
учителя», «День гражданской
обороны»
Участие в мероприятиях в рамках
празднования «День народного
единства», «День матери»
Мероприятия посвященные
«Всемирному дню борьбы со
СПИДом», «Всемирному дню
инвалидов», «Днб Конституции РФ».
Праздничные мероприятия в честь
«Нового Года».
сроки
сентябрь
сентябрь
ответственный
зам. дир. по УВР,
АХЧ, тренерыпреподаватели
зам. дир. по УВР,
тренерыпреподаватели
октябрь
зам. дир. по УВР,
тренерыпреподаватели
ноябрь
зам. дир. по УВР,
тренерыпреподаватели
Декабрь
зам. дир. по УВР,
тренерыпреподаватели
декабрь, январь
администрация,
тренерыпреподаватели
администрация,
тренерыпреподаватели
Праздничные мероприятия в честь
«Дня Защитника Отечества»,
праздника Саагалган
Праздничные мероприятия в честь
«Международного женского дня»,
«День воссоединения Крыма и
России»
Праздничные мероприятия
посвященные «Дню космонавтики»
февраль
Торжественные мероприятия
посвященные «Победе советского
народа в ВОВ»
Мероприятия «День защиты детей»,
«День России», «День памяти и
скорби»
Мероприятия посвященные дню
физкультурника.
май
март
администрация,
тренерыпреподаватели
апрель
администрация,
тренерыпреподаватели
администрация,
тренерыпреподаватели
июнь
администрация,
тренерыпреподаватели
август
директор зам.
директора, тренерыпреподаватели,
учащиеся
6. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Плавание» предусматривает следующие виды аттестации:
Промежуточная аттестация:
Опрос, тестирование обучающихся.
Оценка
уровня
плавательной
подготовки,
технической
подготовки,
физической подготовленности учащихся.
Оценка уровня технической, физической подготовленности учащихся. Учащиеся
сдают контрольное тестирование.
Формы промежуточной аттестации:
– контрольные нормативы по общей физической подготовке (ОФП);
– контрольные нормативы по специальной подготовке (СП);
– теоретическое тестирование.
Текущая аттестация – по итогам проведения занятия (форма педагогического
контроля спортивной формы обучающихся, динамика освоение уровня содержания
программы, достижений обучающихся в период обучения).
Итоговая аттестация - выявление уровня освоения обучающимися программы
дополнительного образования, форма оценки показателей тренировочной и
соревновательной подготовки и его соответствия прогнозируемым результатам.
Форма контроля итоговой аттестации:
участие в соревнованиях.
По окончании обучения, обучающимся выдается свидетельство о прохождении
обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Плавание».
Оценочные материалы
Оценка уровня знаний по практической подготовке включает в себя тестирование
по физической подготовке, технической подготовке, сдачу нормативов по общей
физической подготовке.
Тестовые задания по физической подготовке и критерии фиксирования результатов
заключаются в системе подсчета результатов выполненных заданий (упражнений), в
зависимости от упражнений, результат может выражаться в единицах (количество раз,
см., м) либо во времени. Обучающимся необходимо выполнить 3 тестовых упражнения.
Итоговая оценка в результате тестирования по физической подготовке производится по
3-балльной системе. Так, 3 балла получает тот, кто улучшил свой предыдущий результат.
Два балла - если предыдущий результат не изменился; один балл – если зафиксирован
результат хуже предыдущего.
Тестовые задания по физической и технической подготовке:
бросок набивного мяча 1 кг, м. - показатель силы, быстроты реакции, ловкости;
наклон вперед стоя на возвышении – показатель гибкости;
выкрут прямых рук вперед, назад - умения координировать движения.
Теоретическа подготовках в рамках промежуточной аттестации оценивается по
результатам тестов, обучающиеся должны ответить на 10 вопросов. Оценивание
теоретических знаний, полученных на занятия: 10 правильных ответов - 3балла, 7 – 9
правильных ответов – 2 балла, менее 7 правильных ответов – 1балл. Результаты тестов
суммируются с результатами тестов физической подготовки.
4-6 баллов низкий уровень освоения программы.
9-7 баллов - средний уровень освоения программы.
12-10 баллов - высокий уровень освоения программы.
Оценочные материалы результативности образования по программе
НОРМАТИВЫ
ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
№
пп
Упражнения
1.1 Бег, 30 м.
Нормативы для
Нормативы для
учащихся 1-го года
учащихся 2,3-го
обучения
года обучения
мальчики
девушки
девочки
юноши
1. Нормативы по общей физической подготовке
сек
не более не более не более не более
6,9
7,1
6,5
6,8
1.2 Бег на 1000 м
1.3 Сгибание и разгибание рук в
упоре лежа на полу
Наклон вперед из положения
стоя на гимнастической
скамье (от уровня скамьи)
1.5 Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
1.4
Единица
измерен
ия
мин.,
сек.
кол-во
раз
-
-
5,50
6,20
не менее
7
не менее
4
не менее
13
не менее
7
см
не менее
+1
не менее
+3
не менее
+4
не менее
+5
см
не менее
110
не менее
105
не менее
140
не менее
130
2. Нормативы специальной физической подготовки
2.1 Плавание (вольный стиль) 50
м
2.2 Бег челночный 3х10 м с
высокого старта
2.3 Исходное положение – стоя
держа мяч весом 1 кг за
головой. Бросок мяча вперед
2.4 Исходное положение – стоя,
держа гимнастическую
палку, ширина хвата 50 см.
Выкручивание прямых рук в
плечевых суставах впередназад
2.5 Исходное положение – стоя в
воде у борта бассейна.
Отталкиванием двух ног
скольжение в воде лежа на
груди, руки вперед
без учёта времени
сек.
без учёта времени
не более
10,1
не менее
не более
10,6
не менее
не более
9,3
не менее
не более
9,5
не менее
3,5
3
4
3,5
кол-во
раз
не менее
не менее
не менее
не менее
1
1
3
3
м
-
-
не менее
не менее
7
8
м
7. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Для получения объективной информации необходимо использовать следующие
виды контроля:
- этапный;
- текущий;
- оперативный.
-педагогический
Этапный контроль определяет изменения состояния занимающихся под
влиянием относительно длительного периода тренировочных воздействий. С его
помощью определяется стратегия на последующий период занятий. Этапный контроль
проводится дважды в году (в начале и в конце сезона). Его задачами являются:
1. Определение изменения физического развития, общей и специальной
подготовленности занимающегося;
2. Оценка соответствия годичных приростов нормативным с учетом
индивидуальных особенностей темпов биологического развития;
3. Разработка индивидуальных рекомендаций для коррекции тренировочного
процесса и перевода занимающегося на следующий этап многолетней подготовки.
Текущий контроль проводится для регистрации и анализа текущих изменений
функционального состояния организма (каждодневных, еженедельных). Важнейшей
его задачей является оценка степени утомления и восстановления спортсмена после
предшествующих нагрузок, его готовности к выполнению запланированных
тренировочных нагрузок, недопущение переутомления.
Оперативный контроль позволяет оценить состояние занимающихся в процессе
тренировочных занятий и осуществить оперативную коррекцию тренировочного
воздействия.
Педагогический контроль
Педагогический контроль проводится с целью оценки динамики физического
развития, уровня общей и специальной подготовленности, функционального состояния
организма, адекватности тренировочных нагрузок возможностям занимающихся.
Важной составляющей контроля являются параметры тренировочных и
соревновательных нагрузок. Состав контрольных показателей определяется уровнем
спортивного мастерства (и, соответственно, этапом многолетней тренировки) и видом
контроля
(этапный,
текущий
или
оперативный)
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:
Учебно-методическая литература
1. Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского
резерва. - М.: Советский спорт, 2004. -216 с.
2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов
физической культуры. – М.,1991, - С.543
3. Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в
Российской Федерации: Методические рекомендации/ под ред. И.И.Столова.М.:Советский спорт, 2007. -136с.
4. Плавание: Теория и методика преподавания: Учеб.- Мн.: «Четыре четверти»;
«Экоперспектива», 1998.- 352с.
5. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и
школьного возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 11с. –
(Методика)
6. Основы плавания. Обучение и путь к совершенству/ Мишель Педролетти. – Ростов
н/Д.: Феникс, 2006. – 176с.
7. Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкодан. Плавание: игровой метод обучения. Олимпия Пресс, 2006.
8. Козлов А.В., Е.Ф.Орехов. Обучение и совершенствование техники спортивных
способов плавания. - НГУФКСиЗ им.П.Ф.Лесгафта:-СПБ,2010.
9. Козлов А.В., Е.Ф.ОреховСпортивная тренирвока юных пловцов. - НГУФКСиЗ
им.П.Ф.Лесгафта:- СПБ, 2011
10. Люсеро Б., Плавание: 100 лучших упражнений – М.: Эксмо, 2010.-280с.
11. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. - М.: Астрель, 2003.
12. Макаренко Л.П. Техника спортивного плавания.- М.: ВФП, 2000.
13. Плавание: Учебник / Под ред. В.Н. Платонова. - Киев: Олимпийская литература, 2000.
14. Плавание: Книга-тренер/ И.П.Нечунаев.-М.:Эксмо, 2012.
Литература для учащихся:
1. Энциклопедия для детей. Т.20 Спорт /Глав.ред. В.А.Володин. М.:Аванта+, 2001.
624с.ил.
2. Обучение детей плаванию в раннем возрасте, «Советский спорт» Москва 2006г. 102 с.
3. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников, Т.А.Протченко,
Ю.А.Семенов, Москва 2003 г. 80 с.
4. «Плавание: игровой метод обучения» Е.Н.Карпенко, Т.П.Коротнова, Е.Н.Кошкодан,
Олимпия пресс, Москва 2006. 48 с.
5. Правила соревнований. Г. Москва 1994 г. 44 с.
Перечень интернет-ресурсов
www.minsport.gov.ru (сайт Министерства спорта РФ).
www.fina.org (сайт Международной Федерации Плавания).
russwimming.ru (сайт Всероссийской Федерации плавания).
www.swimming.ru (сайт о спортивном плавание в России).
plavaem.info (сайт о плавании, посвященный оздоровительному и спортивному
плаванию, а также здоровому образу жизни).
6. swim7.narod.ru (сайт профессиональных дипломированных тренеров по плаванию).
7. ussr-swimming.ru (сайт о спортивном плавании времен СССР).
8. madwave.eu (сайт интернет – магазина).
9. Журнал ВФП (http://russwimming.ru/data/list/Journal.html).
10. Газета ВФП (http://russwimming.ru/data/list/gazeta_VFP.html)
1.
2.
3.
4.
5.
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ:
1. Плавательный бассейн 25 м;
2. весы электронные – 1 шт.;
3. доска для плавания – 20 шт.;
4. доска информационная – 1 шт.;
5. колокольчик судейский – 1 шт.;
6. свисток – 1 шт.;
7. ласты тренировочные для плавания – 10 пар;
8. лопатки для плавания (большие, средние, кистевые) – 20 пар;
9. мат гимнастический – 10 шт;
10. мяч набивной (медицинбол) от 1 до 5 кг – 3 комплекта;
11. поплавки-вставки для ног (колобашки) – 20 шт.;
12. пояс пластиковый для плавания с сопротивлением – 20 шт.;
13. секундомер электронный – 1 шт.;
14. секундомер настенный четырёхстрелочный для бассейна – 1 шт.;
15. плавательные шапочки – 20 шт.;
16. очки для плавания – 20 шт.;
17. скамейка гимнастическая – 3 шт..
10. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
группы начальной подготовки
сентябрь
Учебный материал
Теория и методика физической культуры и спорта
Техника безопасности в бассейне. Гигиенические знания и навыки.
Физическая культура и спорт в России
История развития плавания.
ОФП
- строевые упражнения, бег
- бег приставными шагами правым боком, бег спиной вперед
- бег с изменением направления, змейкой
- прыжки на одной, двух ногах с чередованием
СФП и СТП.
Упражнения для развития силы и скоростных качеств
Упражнения для развития выносливости
Упражнения для развития ловкости
Упражнения для развития прыгучести
Упражнения на суше
- имитационные упражнения
- упражнения на гибкость
Упражнения на воде
- упражнения на дыхание
- упражнения «звездочка», «поплавок
Тактическая подготовка.
- скольжение на груди, скольжение на спине
- игры на воде
- работа ног с неподвижной опорой
Интегральная подготовка.
- работа ног с подвижной опорой
- игры на воде
Участие в соревнованиях.
Контрольные нормативы.
Медицинское обследование
Самостоятельная работа
Просмотр соревнований с участием спортсменов более высокого класса
ОФП
Изучение специальной литературы, просмотр видео - материала
Итого
№
Дата
4
1
1
2
2
3
3
20'
4
8
5
9
6
10
7
15
20'
10'
10'
10'
10'
20'
8
16
9
17
10
22
11
23
12
24
13
29
14
30
10'
10'
10'
10'
5'
5'
5'
5'
15'
15'
15'
15'
20'
5
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
7
10'
10'
20'
20'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
3
20'
20'
20' 40'
40'
40'
40'
20'
10'
20'
30'
20'
20'
20'
20'
20'
2
20'
20'
10'
20'
10'
1
3
2
1
28ч
90'
90'
90'
90'
90' 90' 90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
Учебный материал
Теория и методика физической культуры и спорта
История развития плавания
Гигиенические знания и навыки
ОФП
- бег приставными шагами правым боком, бег спиной вперед
Октябрь
№
Дата
2
1
1
2
6
3
7
4
8
10'
10'
10'
10'
5
13
6
14
7
15
10'
10'
10'
8
20
9
21
10
22
11
27
12
28
13
29
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
5
10'
- бег с изменением направления, змейкой
- строевые упражнения, бег
- бег приставными шагами левым боком, бег спиной вперед
СФП и СТП
9
Упражнения для развития силы и скоростных качеств
Упражнения для развития выносливости
Упражнения для развития выполнения техники плавания
Упражнения для развития прыгучести
Упражнения для развития быстроты
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении кувырка, поворота
- имитационные упражнения
Ходьба и бег, перемещаясь лицом
- упражнения на гибкость
Остановка шагом
Тактическая подготовка
4
- упражнения на дыхание
- упражнения «звездочка», «поплавок
- скольжение на груди, скольжение на спине
- работа ног с неподвижной опорой
- работа ног с подвижной опорой
Интегральная подготовка
2
Упражнения на скольжение
Упражнения на технику
Участие в соревнованиях
2
Контрольно-переводные нормативы
Самостоятельная работа
2
Просмотр соревнований с участием спортсменов более высокого класса
Итого
26ч
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
5'
5'
5'
5'
15'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
20'
10'
10'
10'
10'
5'
5'
5'
5'
5'
5'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
90'
90'
90'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
90'
90'
10'
10'
20'
10'
90'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
90'
10'
20'
90'
90'
10'
5'
5'
10'
10'
5'
10'
10'
90'
90'
90'
90'
Учебный материал
Теория и методика физической культуры и спорта
История развития плавания
Гигиенические знания и навыки
ОФП
№
Дата
3
6
- бег приставными шагами правым боком, бег спиной вперед
1
3
2
4
3
5
4
10
5
11
6
12
Ноябрь
7
17
5'
5'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
- бег с изменением направления, змейкой
- строевые упражнения, бег
- бег приставными шагами левым боком, бег спиной вперед
СФП и СТП
Упражнения для развития силы и скоростных качеств
Упражнения для развития выносливости
Упражнения для развития выполнения техники плавания
Упражнения для развития прыгучести
Упражнения для развития быстроты
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении кувырка, поворота
- имитационные упражнения
Ходьба и бег, перемещаясь лицом
- упражнения на гибкость
Остановка шагом
Тактическая подготовка
- упражнения на дыхание
- упражнения «звездочка», «поплавок
- скольжение на груди, скольжение на спине
- работа ног с неподвижной опорой
- работа ног с подвижной опорой
Интегральная подготовка
Упражнения на скольжение
Упражнения на технику
Участие в соревнованиях
Контрольно-переводные нормативы
Инструкторская и судейская практика
Медицинское обследование
Самостоятельная работа
Итого:
10'
10'
10'
10'
10'
8
18
9
19
10
24
11
25
12
26
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
8
10'
10'
10'
5'
5'
5'
5'
5'
5'
5'
5'
5'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
20'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
3
10'
10'
2
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
2
2
10'
10'
10'
10'
10'
26ч
90'
90'
90'
90'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
90'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
5'
10'
10'
20'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
Декабрь
Учебный материал
№
Дата
Теория и методика физической культуры и спорта
1
1
2
2
3
3
4
8
5
9
6
10
7
15
8
16
9
17
10
22
11
23
12
24
13
29
20'
20'
20'
10'
10'
10'
10'
14
30
3
15'
20'
20'
20'
Строение и функции организма человека, влияние физических упражнений на организм
ОФП
Гимнастические упражнения
Акробатические упражнения
Легкоатлетические упражнения
5
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
Подвижные и спортивные игры
10'
15'
15'
Плавание
СФП и СТП.
45'
9
Упражнения для развития силы и скоростных качеств
20'
20'
Упражнения для развития выносливости
20'
Упражнения для развития ловкости
20'
15'
Упражнения для развития прыгучести
Имитационные упражнения
Упражнения для развития качеств, необходимых при нырке.
10'
10'
Круговая тренировка
Ускорение в кроле на груди
Тактическая подготовка.
10'
10'
10'
20'
10'
20'
10'
15'
10'
10'
20'
10'
10'
10'
10'
15'
20'
20'
20'
3
Кроль на груди
10'
Кроль на груди с калабашкой
10'
10'
Стрелочка доской
Интегральная подготовка
15'
15'
10'
10'
10'
10'
10'
15'
10'
10'
10'
10'
3
Ускорение с калабашкой
15'
Упражнение на поручне
10'
15'
Участие в соревнованиях.
2
Самостоятельная работа
1
10'
15'
20'
10'
20'
20'
90'
Просмотр видео по плаванию
Итого
26ч
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
45'
90'
90
90
Учебный материал
Теория и методика физической культуры и спорта
Врачебный контроль и самоконтроль
ОФП
Гимнастические упражнения
Акробатические упражнения
Круговые движения рук вперед, назад
Растяжка
Прыжки в верх
СФП и СТП.
Упражнения для развития силы
Упражнения для развития выносливости
Упражнения для развития скоростных качеств
Упражнения для развития прыгучести
Упражнения на суше
- имитационные упражнения
Упражнения на воде - упражнения на гибкость
- упражн. техники движения ногами брасс: с неподвижной опорой
- упражнения техники движения ногами брасс: с подвижной опорой
Тактическая подготовка
плавание на ногах – брасс
плавание на ногах с дыханием
круговая тренировка
Интегральная подготовка
Упражнение барс с парашютом
Упражнение барс без парашютом
Восстановительные мероприятия.
Инструкторская и судейская практика
Контрольные нормативы
Участие в соревнованиях.
Медицинское обследование
Самостоятельная работа
ОФП
Анализ комбинаций проведенных соревнований
Итого
№
Дата
3
1
1
2
3
3
5
4
8
20'
5
10
6
12
Январь
7
8
15
17
15'
20'
20'
10'
10'
10'
10'
9
19
10
22
11
24
12
26
13
29
14
31
20'
20'
10'
10'
10'
10'
20'
20'
20'
5
10'
10'
10'
10'
20'
10'
10'
10'
20'
15'
20'
8
20'
15'
20'
20'
10'
15'
20'
20'
10'
20'
10'
10'
10'
20'
10'
10'
10'
15'
10'
5'
20'
10'
10'
3
15'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
20'
15'
15'
3
10'
10'
10'
10'
15'
10'
2
2
2
28ч
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
90'
90'
45'
45'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
Учебный материал
Теория и методика физической культуры и спорта
Основы общей и специальной физической подготовки
ОФП
Гимнастические упражнения
Акробатические упражнения
- имитационные упражнения руками и ногами способом - кроль на груди
круговая тренировка
СФП и СТП.
Упражнения для развития силы и скоростных качеств
Упражнения для развития выносливости
Упражнения для развития ловкости
Упражнения для развития прыгучести
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении кувырка
плавание на ногах – баттерфляй
плавание на ногах с дыханием
Тактическая подготовка.
плавание на ногах – баттерфляй
плавание на ногах с дыханием
круговая тренировка
Интегральная подготовка
Баттерфляй с парашютом
Баттерфляй с ластами
Восстановительные мероприятия.
Контрольные нормативы
Медицинское обследование
Участие в соревнованиях.
Самостоятельная работа
Просмотр видео по плаванию
ОФП
Анализ проведенных соревнований
Итого
№
Дата
3
1
2
2
5
20'
3
7
4
9
20'
5
12
Февраль
6
7
14
16
8
19
20'
20'
10'
9
21
10
23
11
26
12
28
15'
20'
20'
10'
10'
10'
10'
10'
5
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
20'
20'
20'
15'
7
15'
15'
15'
15'
15'
15'
10'
10'
10'
10'
15'
10'
15'
10'
20'
15'
15'
10'
15'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
3
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
15'
2
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
2
2
24ч
10'
10'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
25'
45'
20'
90'
90'
90'
Учебный материал
Теория и методика физической культуры и спорта
Основы техники кроль на спине
ОФП
Гимнастические упражнения
Акробатические упражнения
Легкоатлетические упражнения
Подвижные и спортивные игры
Ходьба на месте
СФП и СТП.
Упражнения для развития силы и скоростных качеств
Упражнения для развития выносливости
Упражнения для развития ловкости
Упражнения для развития прыгучести
Ускорение
Ускорение с доской
Ускорение с калабашкой
Ускорение лодочка на спине
Упражнение скольжение на спине
Тактическая подготовка.
Отработка кроль на спине
Отработка кроль на спине с парашютом
круговая тренировка
Интегральная подготовка
Баттерфляй с парашютом
Баттерфляй с ластами
Участие в соревнованиях
Самостоятельная работа
Просмотр видео материала по плаванию и его анализ
ОФП
Анализ проведенных соревнований
Итого
№
Дата
3
1
2
2
5
20'
3
7
4
9
20'
5
12
6
14
20'
Март
7
16
8
19
20'
9
21
10
23
11
26
12
28
13
30
20'
15'
20'
10'
10'
10'
10'
5
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
15'
10'
10'
10'
15'
15'
15'
15'
9
20'
15'
20'
15'
15'
15'
20'
15'
15'
15'
15'
15'
15'
10'
15'
15'
15'
15'
15'
10'
15'
15'
15'
15'
15'
10'
15'
3
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
15'
10'
10'
10'
2
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
2
2
26ч
10'
10'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
45'
45'
90'
90'
90'
Апрель
Учебный материал
Теория и методика физической культуры и спорта
Организация и проведения соревнований.
ОФП
Гимнастические упражнения
Акробатические упражнения
Легкоатлетические упражнения
Игры на воде
СФП и СТП.
Упражнения для развития силы и скоростных качеств
Упражнения для развития выносливости
Упражнения для развития ловкости
Упражнения для развития прыгучести
Старт с тумбочки
Упражнение маятник
Упражнение кувырок
Старт, два гребка кролем
Старт, два гребка баттерфляй
Тактическая подготовка.
Отработка баттерфляй
Отработка брасс
Отработка на спине
Интегральная подготовка
Кроль на груди
Комплекс
Контрольные нормативы
Участие в соревнованиях
Самостоятельная работа
Просмотр видео материала
ОФП
Анализ проведенных соревнований
Итого
№
Дата
2
1
2
2
4
20'
3
6
4
9
5
11
20'
6
13
7
16
8
18
9
20
20'
10
23
11
25
12
27
15'
15'
10'
10'
10'
13
30
5
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
15'
10'
10'
15'
15'
10'
10'
20'
7
20'
15'
20'
15'
20'
10'
10'
10'
10'
10'
15'
15'
10'
10'
10'
15'
10'
10'
10'
10'
15'
10'
15'
10'
10'
3
15'
15'
15'
15'
15'
15'
15'
15'
15'
2
20'
20'
15'
20'
15'
3
2
2
26ч
90'
45'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
45'
45'
90'
90'
90'
Учебный материал
Теория и методика физической культуры и спорта
Физическая культура и спорт в России в системе физического воспитания
ОФП
Гимнастические упражнения
Акробатические упражнения
Легкоатлетические упражнения
Игры на воде
СФП и СТП
Упражнения для развития силы и скоростных качеств
Упражнения для развития выносливости
Упражнения для развития ловкости
Упражнения для развития прыгучести
Старт с тумбочки
Старт с воды
Упражнение маятник
Упражнение кувырок
Старт, два гребка кролем
Тактическая подготовка
Кроль на груди 4x100
Кроль на спине 3 x100
Комплекс 4x100
Интегральная подготовка
Упражнение на переключение в выполнении технических действий
Упражнение на переключение в тактических действиях
Медицинское обследование
Участие в соревнованиях
Самостоятельная работа
Просмотр видео и анализ
ОФП
Итого
№
Дата
2
1
2
2
4
3
7
4
9
20'
5
11
6
14
20'
Май
7
16
8
18
9
21
20'
10
23
11
25
12
28
15'
13
30
15'
5
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
15'
15'
10'
10'
10'
10'
15'
10'
10'
15'
10'
15'
10
20'
15'
20'
20'
20'
20'
10'
10'
10'
10'
15
15'
20'
10'
10'
10'
15'
15'
10'
20'
10'
15'
15'
10'
10'
20'
20'
15'
10'
10'
10'
10'
3
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
10'
15'
10'
10'
10'
2
15'
15'
2
2
26ч
15'
15'
15'
15'
90'
90'
90'
90'
45'
45'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
Учебный материал
Теория и методика физической культуры и спорта
История развития плавания
ОФП
Гимнастические упражнения
Акробатические упражнения
Легкоатлетические упражнения
Игры на воде
СФП и СТП
Упражнения для развития силы и скоростных качеств
Упражнения для развития выносливости
Упражнения для развития ловкости
Упражнения для развития прыгучести
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий
Кувырок
Маятник
Тактическая подготовка
Эстафеты
Комплекс
Интегральная подготовка
Отработка старта
Отработка финиша
Восстановительные мероприятия
Медицинское обследование
Контрольные нормативы
Участие в соревнованиях
Самостоятельная работа
Просмотр видео и анализ
Итого
Июнь
№
Дата
2
1
1
2
4
20'
3
6
4
8
20'
5
11
6
13
20'
7
15
8
18
15'
9
20
15'
4
10'
10'
10'
15'
10'
10'
20'
10'
10'
20'
10'
10'
35'
6
20'
15'
20'
20'
15'
15'
15'
15'
20'
10'
10'
15'
15'
15'
10'
10'
15'
15'
10'
10'
10'
10'
10'
2
10'
10'
10'
10'
2
20'
20'
20'
1
1
18ч
15'
15'
45'
45'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
90'
11. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.А. Кашкин, О.И. Попов, В.В. Смирнов. Плавание. Примерная программа спортивной
подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР. - М.: Советский спорт, 2009.
2. В.Н. Селуянов. Технология оздоровительной физической культуры. - М.:
СпортАкадемПресс, 2001.
3. В.А.Шишкина. Движение + движение. - М.: «Просвещение», 1992.
4. Т.И.Осокина. Обучение плаванию в детском саду. - М.: «Просвещение», 1991.
5. А. И. Фомина. Физкультурные занятия и спортивные игры. - М.: «Физическая культура и
спорт», 2004.
6. С.М. Вавилова. Укрепляйте здоровье детей. - М.: «Физическая культура и спорт», 2001.
7. П.П. Буцинская. Общеразвивающие упражнения. - М.: «Просвещение», 1991.
8. Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста.
- М.: «Издательство ФАИР», 2008.
9. Методическое пособие (английская федерация плавания). Плавание. - М.: Астрель; АСТ,
2010
10. Б. Люсебо. Плавание: 100 лучших упражнений. - М.: Эксмо, 2010
Интернет ресурсы
http://lib.sportedu.ru
http://academicrowing.ru/
http://baltrowing.ucoz.ru/
http://minstm.gov.ru/ Министерство Спорта, Туризма и Молодёжной политики Российской
Федерации.
http://www.edu.ru/ Российское образование.
http://www.libsport.ru/ Российская Спортивная Энциклопедия.
http://www.olympic.ru/ Олимпийский комитет России.
http://www.allsportinfo.ru/ ВЕСЬ СПОРТ агентство спортивной информации.
http://www.valovs.ru/ Всероссийская ассоциация летних олимпийских видов спорта.
http://www.world- sport.org/cycle/greblya_academic/material_base/