Рабочая программа волейбол (Заиграево)

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Характеристика вида спорта.
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов
спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и
разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол,
необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость
движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью.
Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в
организме
занимающихся
высокие
сдвиги
в
деятельности
сердечнососудистой и дыхательной систем. Качественные изменения
происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча,
нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы
становятся подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Учебный план в Программе излагается для этапов начальной
подготовки, программа рассчитана на 276 час за год обучения.
1.2 Специфика организации обучения .
Программа по волейболу Заиграевской детская юношеской
спортивной школы, разработана на основе Устава ДЮСШ и других
нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность учреждения и
в соответствии:
- ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- ФЗ от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ, пункт 6 статьи 33 «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 года № 730 «Об
утверждении федеральных государственных требований к минимуму
содержания,
структуре,
условиям
реализации
дополнительных
предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и
к срокам обучения по этим программам»;
- Приказа Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 года № 731 «Об
утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным
предпрофессиональным программам в области физической культуры и
спорта»;
- Приказа Министерства спорта РФ от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об
утверждении особенностей организации и осуществления образовательной,
тренировочной и методической деятельности в области физической культуры
и спорта»;
- Постановления Главного государственного врача Российской Федерации от
4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования

детей», зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 20 августа 2014
года № 33660.
Изложенный в Программе материал предполагает решение следующих
общих задач:
- содействие гармоничному физическому и психическому развитию,
разносторонней
физической
подготовке,
укреплению
здоровья
занимающихся;
- воспитание смелых, волевых, настойчивых, инициативных, трудолюбивых
и дисциплинированных спортсменов;
- обучение технике и тактике волейбола.
1.3 Цель и задачи программы.
Цель программы:
- организация спортивной подготовки детей по волейболу в соответствии с
главной
функцией
дополнительного
образования;
массового
общефизического развития детей.
Задачи программы:
- подготовка всесторонне развитых юных спортсменов массовых разрядов и
высокой квалификации для пополнения сборных команд различного уровня:
края, района;
- улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие, повышение
уровня физической подготовленности, профилактику вредных привычек и
правонарушений.
В основу Программы положены нормативные требования по физической
и технико-тактической подготовке, современные научные и методические
разработки по волейболу.
2. Годовой учебный план
2.1. Продолжительность и объемы реализации программы по
предметным областям.
На протяжении периода обучения в ДЮСШ обучающиеся проходят
несколько возрастных этапов подготовки, на каждом из которых
предусматривается решение определенных задач.
Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от
этапа к этапу следующая:
- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям
к их совершенствованию на базе роста физических и психологических
возможностей;
- планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и
широты взаимодействия с партнерами;
- постепенное, планомерное увеличение объема тренировочных нагрузок;
- повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование
восстановительных
мероприятий
для
поддержания
необходимой
работоспособности и сохранения здоровья обучающихся.

С учетом изложенных выше задач годовой учебный план
составляется из расчёта 46 недель занятий.
В годовом учебном плане часы распределены не только по годам и
этапам обучения, но и на основные разделы по предметным областям:
- теория и методика физической культуры и спорта;
- общая физическая подготовка;
- специальная физическая подготовка;
-- избранный вид спорта.
2.2. Соотношение объемов тренировочного процесса по разделам
обучения, включая время, отводимое для самостоятельной работы
обучающихся, в том числе и по индивидуальным планам.
В процессе реализации Программ по командным игровым видам спорта
необходимо предусмотреть следующее соотношение объемов обучения по
предметным областям по отношению к общему объему учебного плана:
- оптимальный объем тренировочной и соревновательной деятельности
обучающихся (в объеме от 60% до 90% от аналогичных показателей,
устанавливаемых федеральными стандартами спортивной подготовки по
избранному виду спорта);
- теоретическая подготовка в объеме не менее 10% от общего объема
учебного плана;
- общая физическая подготовка в объеме от 10% до 20% от общего
объема учебного плана;
- специальная физическая подготовка в объеме от 10% до 20% от общего
объема учебного плана;
- избранный вид спорта в объеме не менее 45% от общего объема
учебного плана;
- самостоятельная работа обучающихся в пределах до 10% от общего
объема учебного плана;
- организация возможности посещений обучающимися официальных
спортивных соревнований;
- организация совместных мероприятий с другими образовательными и
физкультурно-спортивными организациями;
- построение содержания Программы с учетом индивидуального
развития детей, а также национальных и культурных особенностей субъекта
Российской Федерации.

таблица №1
Соотношение объемов тренировочного процесса по разделам обучения на этапах
подготовки
№

Разделы обучения
1-год

1

2
3
4
5
6

7

Общее количество часов в год, из расчета 46
недель, что составляет оптимальный объем
тренировочной и соревновательной
деятельности по ФССП
Количество часов в неделю
Теоретическая подготовка (%)
Общая физическая подготовка (%)
Специальная физическая подготовка (%)
Избранный вид спорта:
- техническая под.,
- тактическая под.;
- участие в соревнованиях, инструкторская и
судейская практика
-интегральная под.
Самостоятельная работа (%)
Всего (%)

276

ГНП
2-год

3-год

276

276

6
14
20

6
13
18

6
13
18

15
50

15
50

15
50

1

2

2

100

100

100

Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации
Программы по волейболу измеряется в академических часах (45 минут).
Основными формами осуществления многолетней подготовки являются:
- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
- тренировочные сборы;
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
- инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и контроль.
Основной формой являются тренировочные занятия, проводимые под
руководством тренера-преподавателя по общепринятой схеме согласно
расписанию.
Распределение времени в годовом учебном плане на основные разделы
подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с
конкретными задачами этапа начальной подготовки.
ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Задачи и преимущественная направленность тренировочного процесса:
1. Отбор детей способных к занятиям волейбола.

2. Формирование стойкого интереса к тренировочным занятиям
волейболом.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей,
укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты,
ловкости) для успешного овладения навыками игры.
5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим
действиям.
6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с
правилами волейбола.
2.3. Объемы максимальных тренировочных нагрузок
№

1

2
3
4

Разделы обучения

Общее количество часов в год, из расчета 46 недель,
что составляет оптимальный объем тренировочной и
соревновательной деятельности по ФССП
Количество часов в неделю
Количество тренировок в неделю
Количество тренировок в год

1-год

ГНП
2-год

3-год

276

276

276

6
3
138

6
3
138

6
3
138

3. Годовой учебный план-график
3.1. Годовой учебный план распределения часов на этапе начальной
подготовки 1-го года обучения.
месяцы

№ Разделы
подготовки

сентяб
рь

октябр
ь

ноябрь

декабр
ь

январь

февраль

март

апре
ль

май

4

4

4

6

5

5

2

2

3

1 Теоретическая
подготовка
Психологическа
я
2 Общая
физическая
подготовка
3 Специальная
физическая
подготовка

июнь

июль

3

1

всего

август

39

6

6

6

4

4

4

6

6

6

4

6

58

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

3

38

4 Избранный вид
спорта:
- Тех.подг.,
- Такт. под.;
- участие в
соревнованиях,
инстр. и
судейск.
практика
-интегральная п.
5
Самостоятельн
ая работа
6

13

13

13

13

13

14

14

13

14

138

5

По индивидуальным планам

Соревнователн
ая нагрузка, из
них:

Общее количество
тренировочных
часов в год (на 46
недель)

13

1

26

26

26

26

1

26

26

26

26

26

1

26

3

16
276

3.2. Годовой учебный план распределения часов на этапе начальной
подготовки 2-го года обучения.
месяцы
№ Разделы
подготовки

1

2

3

4

5

6

сентяб
рь

октябр
ь

ноябрь

декабр
ь

январь

февраль

март

апре
ль

май

3

3

3

4

4

3

2

2

2

Теоретическая
подготовка
Психологическа
я
Общая
физическая
подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Избранный вид
спорта:
- Тех.подг.,
- Такт. под.;
- участие в
соревнованиях,
инстр. и
судейск.
практика
-интегральная п.

июнь

июль

2

1

август

29

7

7

7

4

4

5

5

5

5

5

4

58

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4

4

41

13

13

13

13

13

13

13

13

13

11

141

1

1

7

13

По индивидуальным планам

Самостоятельн
ая работа
Соревнователн
ая нагрузка, из
них:

Общее количество
тренировочных
часов в год (на 46
недель)

всег

1

26

26

1

26

1

26

26

1

26

25

24

1

25

25

21
276

3.3. Годовой учебный план распределения часов на этапе начальной
подготовки 3-го года обучения.
месяцы

№ Разделы
подготовки

1

2

3

4

5

6

сентяб
рь

октябрь

ноябрь

декабрь

3

3

3

4

Теоретическая
подготовка
Психологическа
я
Общая
физическая
подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Избранный вид
спорта:
- Тех.подг.,
- Такт. под.;
- участие в
соревнованиях,
инстр. и
судейск.
практика
-интегральная п.

февраль

март

3

2

4

апрель

май

июнь

июль

2

2

1

2

авгус
т

29

7

7

7

4

4

5

5

5

5

5

4

58

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4

4

41

13

13

13

13

13

13

13

13

13

11

141

13

По индивидуальным планам

Самостоятельн
ая работа
Соревнователн
ая нагрузка, из
них:

Общее количество
тренировочных
часов в год (на 46
недель)

январь

все
го

1

26

26

1

26

1

26

26

1

26

25

24

1

25

1

25

1

7

21
2
7
6

4. Содержание дисциплины
4.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Этап начальной подготовки
- Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и
спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Характеристика
волейбола.
- Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и
мышечная системы, связочный аппарат, сердечнососудистая и дыхательная
системы человека.
- Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние
физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность
мышц и подвижность суставов, развитие сердечнососудистой и дыхательной
систем.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к местам физкультурно-спортивных занятий. Понятие о травмах и их
предупреждении. Первая помощь при ушибах, растяжении связок. Общие
гигиенические требования к занимающимся волейболом. Общий режим дня.
Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви.
- Правила игры в волейбол. Состав команды. Расстановка и переход
игроков. Костюм игроков. Начало игры и подача. Перемена подачи. Удары
по мячу. Выход мяча из игры. Счет и результат игры. Права и обязанности
игроков. Состав команды, замена игроков. Упрощенные правила игры.
Судейская терминология.
- Места занятий и инвентарь. Площадка для игры в волейбол в
спортивном зале, на открытом воздухе. Оборудование и инвентарь для игры в
волейбол в спортивном зале и на открытом воздухе. Сетка и мяч. Уход за
инвентарем. Оборудование мест занятий в закрытом зале и на открытой
площадке.
- Физическая культура и спорт в России. Формы занятий физическими
упражнениями детей школьного возраста. Массовый народный характер
спорта в нашей стране. Почетные спортивные звания и спортивные разряды,
установленные в России. Усиление роли и значения физической культуры в
повышении уровня общей культуры и продлении творческого долголетия
людей. Важнейшие постановления Правительства по вопросам развития
физической культуры и спорта в стране и роста достижений российских
спортсменов в борьбе за завоевание передовых позиций в мировом спорте.

- Состояние и развитие волейбола. Развитие волейбола среди школьников.
Соревнования по волейболу для школьников. Оздоровительная и прикладная
направленность волейбола. История возникновения волейбола. Развитие
волейбола в России. Международные юношеские соревнования по волейболу.
Характеристика сильнейших команд по волейболу в нашей стране и за рубежом.
Международные соревнования по волейболу.
- Сведения о строении и функциях организма человека. Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения. Общие понятия о строении
организма человека, взаимодействие органов и систем. Работоспособность
мышц и подвижность суставов. Понятие о спортивной работоспособности,
функциональных возможностях человека при занятиях спортом. Влияние
физических упражнений на работоспособность мышц, на развитие
сердечнососудистой системы. Основные требования к дозировке тренировочной
нагрузки в зависимости от возраста, пола и уровня физической
подготовленности спортсмена: рациональное сочетание работы и отдыха.
Понятие об утомляемости и восстановлении энергетических затрат в процессе
занятий спортом.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Общие санитарногигиенические требования к занятиям волейболом. Использование
естественных факторов природы (солнца, воздуха и воды) в целях закаливания
организма. Меры общественной и личной санитарно-гигиенической
профилактики. Режим дня. Режим питания. Понятие о тренировке и
«спортивной форме». Значение массажа и самомассажа. Ушибы, растяжения,
разрывы мышц, связок и сухожилий. Кровотечения, их виды и меры
остановки. Учет объективных и субъективных показателей спортсмена (вес,
динамометрия, спирометрия, пульс, аппетит, работоспособность, общее
состояние и самочувствие). Дневник самоконтроля спортсмена. Действие
высокой температуры, ознобление, обморожение. Доврачебная помощь
пострадавшим, способы остановки кровотечений, перевязки. Массаж как
средство восстановления, понятие о методике его применения. Врачебный
контроль и самоконтроль врача и спортсмена. Основы спортивного массажа.
Общие понятия о спортивном массаже, основные приемы массажа, массаж
перед тренировочным занятием и соревнованием, во время и после
соревнований. Доврачебная помощь пострадавшим, приемы искусственного
дыхания, их транспортировка.
- Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения. Характеристика нагрузки в волейболе. Соревновательные и
тренировочные нагрузки. Основные компоненты нагрузки.
- Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований.
Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с
выбыванием, смешанный. Подготовка мест для соревнований. Обязанности
судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.
Документация при проведении соревнований. Содержание работы главной
судейской коллегии. Методика судейства.

- Основы техники и тактики игры в волейбол. Понятие о технике игры.
Характеристика приемов игры. Понятие о тактике игры. Характеристика
тактических действий. Анализ технических приемов и тактических действий в
нападении и защите (на основе программы для данного года). Единство
техники и тактики игры. Классификация техники и тактики игры в волейбол.
- Основы методики обучения волейболу. Понятие об обучении технике и
тактике игры. Характеристика средств, применяемых в тренировке.
Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе
по волейболу. Обучение и тренировка как единый процесс формирования и
совершенствования двигательных навыков, физических и волевых качеств.
Важность соблюдения режима.
- Планирование и контроль тренировочного процесса. Наблюдение на
соревнованиях. Контрольные испытания. Индивидуальный план тренировки.
Урок как основная форма организации и проведения занятий, организация
учащихся.
- Оборудование и инвентарь. Тренажерные устройства для обучения
технике игры. Изготовление специального оборудования для занятий
волейболом (держатели мяча, мяч на амортизаторах, приспособления для
развития прыгучести, дополнительные сетки и т.д.). Роль и место специального
оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса по
волейболу. Технические средства, применяемые при обучении игре.
- Установка игрокам перед соревнованиями и разбор проведенных игр.
Установка на предстоящую игру (на макете). Характеристика команды
соперника. Тактический план игры команды и задания отдельным игрокам.
Разбор проведенной игры. Выполнение тактического плана. Общая оценка
игры и действий отдельных игроков. Выводы по игре. Системы записи игр по
технике, тактике и анализ полученных данных.
4.2. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Физическая подготовка слагается из общей и специальной подготовки.
Между ними существует тесная связь.
Общая физическая подготовка направлена на развитие основных
двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, а
также на обогащение юных волейболистов разнообразными двигательными
навыками. Средства общей физической подготовки подбираются с учетом
возраста занимающихся и специфики волейбола.
Из всего многообразия средств общей физической подготовки в занятиях с
юными волейболистами преимущественно используются упражнения из
гимнастики, акробатики, легкой атлетики, баскетбола, гандбола, подвижные
игры.
Удельный вес общеразвивающих упражнений в занятиях различен на
отдельных этапах тренировочного процесса. Общеразвивающие упражнения в
зависимости от задач урока можно включать в подготовительную часть занятия,
в основную и, отчасти, в заключительную. Так, гимнастические,
легкоатлетические и акробатические упражнения, баскетбол, гандбол, подвижные
игры применяются как в подготовительной части, так и в основной. Это

особенно характерно для начального этапа обучения, когда эффективность
средств волейбола еще незначительна (малая физическая нагрузка в упражнениях
по технике и двусторонней игре). Периодически для выполнения
общеразвивающих упражнений целесообразно выделять отдельные занятия. В
этом случае в подготовительной части даются упражнения и игры, хорошо
известные занимающимся. Основную часть занятия посвящают разучиванию
техники, например легкоатлетических видов. Занятие заканчивают подвижной
игрой, баскетболом и гандболом.
Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств и способностей, специфичных для игры в волейбол. Задачи ее
непосредственно связаны с обучением детей технике и тактике игры. Основным
средством специальной физической подготовки являются специальные
(подготовительные) упражнения и игры.
Одни упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой
(укрепление кистей, увеличение их подвижности, скорости сокращения мышц,
развитие мышц ног и т.д.), другие направлены па формирование тактических
умений (развитие быстроты реакции и ориентировки, быстроты перемещения в
ответных действиях на сигналы и т.п.). Важное место занимают специально
отобранные игры.
Систематическое применение подготовительных упражнений ускоряет процесс
обучения техническим приемам волейбола и создает предпосылки для
формирования более прочных двигательных навыков.
Общая физическая подготовка (ОФП)
В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления
группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные
и спортивные игры.
Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для
мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья -для
мышц ног и таза.
Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные
мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на
гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина,
канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку
(веревочку).
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в
различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки
вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в
несложные комбинации.
Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге,
прыжках и метаниях. Бег: 20,30,60 м, повторный бег - два-три отрезка по 20-30
м (с 12 лет) ипо40м(с 14 лет), три отрезка по 50-60 м (с 16 лет). Бег с низкого
старта 60м(с 13 лет), 100м(с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40м (10-12
лет), до 50-60 м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество
препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-1000 м.

Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места;
тройной прыжок с места; в длину с разбега.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на
дальность; метание гранаты (250-700 г) с места и с разбега; толкание ядра весом
3 кг (девочки 13-16 лет), 4 кг (мальчики 13-15 лет), 5 кг (юноши 16 лет);
метание копья в цель и на дальность с места и с шага.
Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные -от 3 до 5
видов.
Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, гандбол, футбол, бадминтон и
др. Основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные
тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и
нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод»,
«Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с
прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка»,
«Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов»,
«Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная
эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу»,
«Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения
навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно
зрительному) бег на 5,10,15 м из исходных положений: стойка волейболиста
(лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в
различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но
перемещение приставными шагами.
Специальная физическая подготовка (СФП)
Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5,6 и
10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). «Челночный» бег, но отрезок
вначале пробегают лицом вперед, а затем спиной и т.д. По принципу
«челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными
мячами в руках (2-5 кг) в руках, с поясом-отягощением или в куртке с
отягощением.
Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ
площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение,
остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на
360°, прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с
падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и
т.д. То же, но подают несколько сигналов; на каждый сигнал занимающиеся
выполняют определенное действие.
Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй, унеси»,
различные варианты игры «Салочки», специальные эстафеты с выполнением
перечисленных заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением
препятствий.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с
набивным мячом (двумя) в руках (до 3 кг). Из положения стоя на гимнас-

тической стенке- одна нога сильно согнута, другая опущена вниз, руками
держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не
отклоняться). То же с отягощением (пояс до 6 кг).
Упражнения с отягощениями (мешок с песком до 10 кг для девушек и до
20 кг для юношей, штанга - вес устанавливается в процентах от массы
занимающегося и от характера упражнения - приседание до 80 раз,
выпрыгивание до 40 раз, выпрыгивание из приседа до 30 раз, пояс, манжеты на
запястьях, голени у голеностопных суставов, жилет): приседание,
выпрыгивание вверх из приседа, полуприседа, полуприседа и выпада,
прыжки па обеих ногах.
Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и
ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) с
набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку,
приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке
бросить и т.д. (выполняют ритмично, без лишних доскоков). То же, но без
касания мячом стены (с 14 лет- прыжки па одной ноге).
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед,
боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивание на тумбу
(сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество
прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на
гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40-80 см) с
последующим прыжком вверх. Прыжки па одной и обеих ногах с преодолением
препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево,
отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча,
отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага.
Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных (набивных, волейбольных)
мячей, укрепленных на разной высоте. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой,
разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в
сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы,
канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую
ступеньку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении
приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах,
круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в
положении руки вперед, в стороны, вверх (на месте и в сочетании с
различными перемещениями).
Из упора, стоя у стены одновременное и попеременное сгибание лучезапястных суставов (ладони располагаются па стене, пальцы вверх, в
стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены
постепенно увеличивают). То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и
попеременно правой и левой рукой. Упор лежа - передвижение на руках
вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. То же, по передвижение вправо
и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками и йогами (с 15
лет). Из упора присев, разгибаясь вперед вверх, перейти в упор лежа (при

касании пола руки согнуть). Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за
голеностопные суставы удерживает партнер (с 14 лет для мальчиков). Тыльное
сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у
лица (движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче
мяча).
Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и
над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению
кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки
волейболиста) на дальность (соревнование). Многократные передачи
баскетбольного (гандбольного, футбольного) мяча о стену и ловля его.
Поочередные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей, которые со
всех сторон бросают занимающемуся партнеры. Ведение баскетбольного мяча
ударом о площадку. Упражнения с гантелями для кистей рук. Упражнения с
кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократные
волейбольные
передачи
набивного,
гандбольного,
футбольного,
баскетбольного мячей в степу. Многократные передачи волейбольного мяча в
стену, постепенно увеличивая расстояние до нее. Многократные передачи
волейбольного мяча на дальность (с набрасывания партнера).
Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя); в
зависимости от действия партнера (партнеров) изменять высоту подбрасывания,
бросок на свободное место, на партнера и т.д. Многократные броски и ловля
набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках групповых
тактических действий (направления первой и второй передач). То же, но
броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом. То же в
рамках командных действий.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач.
Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и
максимальной быстротой.
Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы
укреплены на уровне коленей), движение руками с шагом правой ногой вперед
(как при нижней прямой подаче). Стоя спиной к гимнастической стенке
(амортизатор укреплен па уровне плеч), руки за головой, движение руками изза головы вверх и вперед. То же одной рукой (правой, левой). То же, но
амортизатор укреплен за нижнюю рейку, а занимающийся стоит у самой
стенки. Движение рукой вверх, затем вперед. Стоя на амортизаторе, руки
внизу - поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и
отведение назад. То же, но круги руками. Стоя правым боком к стенке
(амортизатор укреплен на уровне плеч), движение правой рукой как при
верхней боковой подаче.
Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с
максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя руками.
Броски мяча одной рукой над головой: правой рукой влево, левой -вправо. Броски
набивного мяча (1 кг) через сетку, расстояние 4-6 м. С набивным мячом в
руках у степы (2-3 м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху. Бросок

гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии в пределах площадки и на
точность в зоны. То же, но после перемещения от сетки.
Упражнения с волейбольным мячом (выполняют многократно подряд).
Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых
амортизаторах в опорном положении и в прыжке с места, с разбега. Подачи с
максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей
рукой.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски мяча из-за головы двумя руками с активным движением
кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку,
гимнастический мат). Броски набивного мяча (1 кг) в прыжке из-за головы
двумя руками через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа в руках
мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и
левой рукой) в цель на стене (высота 1,5-2 м) или на полу (расстояние 5-10 м) с
места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же через сетку. Соревнование на.
точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения
нападающих ударов по мячу, укрепленному на резиновых амортизаторах. То же,
но у тренировочной стенки. Удары выполняют правой и левой рукой с
максимальной силой.
Удары по мячу, укрепленному на амортизаторах, с отягощениями на
кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс).
Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последующим прыжком и нападающим
ударом по мячу на амортизаторах. Многократное выполнение нападающих
ударов с собственного подбрасывания, с подбрасывания партнёра у сетки и из
глубины площадки. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов
по мячу, укрепленному на амортизаторах. То же броски и удары через сетку (с
собственного подбрасывания).
В парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из-за головы
двумя руками и в ответ на сигнал или бросок с сильным заключительным
движением кистей вниз вперед, или вверх вперед (плавно). То же, но бросок
через сетку; то же, но бросок вниз двумя руками, вверх -одной. В ответ на
сигнал бросок набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо,
влево).
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук
вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с касанием
волейбольного мяча, укрепленного па резиновых амортизаторах: с места, после
перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные
сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивание).
Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх,
подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить его в стену; приземлившись,
поймать мяч и т.д. Мяч отбивать в высшей точке взлета. Учащийся располагается
спиной к стене - бросить мяч вверх назад, повернуться на 180° и в прыжке отбить
его в стену. То же, что предыдущие два упражнения, но мяч подбрасывает партнер.
Партнер с мячом может УВЕЛИЧИТЬ
высоту подбрасывания, выполнять

отвлекающие и обманные движения: замах и движение на бросок, но в последний
момент мяч задерживает в руках и тут же подбрасывает на различную высоту и т.п.
То же, поворот блокирующего по сигналу партнера - вначале мяч подбрасывают
после поворота, затем во время поворота и до поворота
Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым
боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования.
То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180°. Тоже, что
предыдущие два упражнения, но па расстоянии 1-1,5м от сетки; исходное
положение принимают после шага к сетке. То же, что последние три
упражнения, но остановку и исходное положение принимают по сигналу.
Передвижение вдоль сетки, остановка и прыжок вверх с выносом рук над
сеткой. То же, но остановку и прыжок выполняют по сигналу. Перемещения у
сетки, остановка и прыжок вверх, ладонями коснуться подвешенного над
сеткой набивного (волейбольного) мяча.
Двое занимающихся стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах
площадки: один занимающийся двигается приставными шагами с остановками
и изменением направления, другой старается повторить его действия. То же,
но с прыжком, стараться над сеткой коснуться ладоней партнера. Упражнения
вдвоем, втроем на согласованность действий на основе перечисленных
упражнений.
Нападающий с набивным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки
и в прыжке подбрасывает мяч над собой; блокирующий должен своевременно
занять исходное положение и прыгнуть на блок так, чтобы ладони были над
сеткой в момент, когда нападающий выпустит мяч из рук. Нападающие
выполняют броски и ловлю набивного мяча в рамках групповых тактических
действий в нападении, блокирующий выбирает место и блокирует
(заключительная фаза, как в предыдущем упражнении). Предыдущие два
упражнения, но блокирующих у сетки трое, блокируют двое.
4.3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Первый, второй год обучения
Техника нападения
Перемещения и стойки: стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение
приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; двойной
шаг, скачок вперед; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений,
способов перемещений.
Передачи: передача мяча сверху двумя руками: подвешенного на шпуре; над
собой - на месте и после перемещения различными способами; с набрасывания
партнера - на месте и после перемещения; в парах; в треугольнике: зоны 6-3-4,63-2, 5-3-4,1-3-2; передачи в степу с изменением высоты и расстояния - на месте
и в сочетании с перемещениями; на точность с собственного подбрасывания и
партнера.
Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее: стоя
на площадке и в прыжке, после перемещения.

Подачи: нижняя прямая (боковая); подача мяча в держателе (подвешенного на
шнуре); в стену - расстояние 6-9 м, отметка на высоте 2 м; через сетку расстояние 6 м, 9 м; из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую
половины площадки.
Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага;
ударное движение кистью по мячу: стоя на коленях на гимнастическом мате,
стоя у стены, на резиновых амортизаторах - стоя и в прыжке; бросок
теннисного (хоккейного) мяча через сетку в прыжке с разбегу; удар по мячу в
держателе через сетку в прыжке с разбега; удар через сетку по мячу,
подброшенному партнером; удар с передачи.
Техника защиты
1. Перемещения и стойки: то же, что в нападении, внимание низким стойкам;
скоростные перемещения на площадке и вдоль сетки; сочетание перемещений
с перекатами на спину и в сторону на бедро.
2. Прием сверху двумя руками: прием мяча после отскока от стены (расстояние 1-2
м); после броска партнером через сетку (расстояние 4-6 м); прием нижней прямой
подачи.
Прием двумя руками снизу: прием подвешенного мяча, наброшенного партнером на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой,
один на месте, второй перемещается; «жонглирование» стоя на месте и в движении;
прием подачи и первая передача в зону нападения.
Блокирование: одиночное блокирование поролоновых, резиновых мячей
«механическим блоком» в зонах 3, 2, 4; «ластами» на кистях - стоя на
подставке и в прыжке; ударов по мячу в держателе (подвешенного на шнуре).
4.4. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Тактика нападения.
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй
передачи у сетки; для подачи; для отбивания мяча через сетку, стоя двумя
сверху, кулаком, снизу, стоя, в прыжке; вторая передача из зоны 3 игроку, к
которому передающий обращен лицом; подача нижняя прямая на точность в
зоны - по заданию; передача мяча через сетку на «свободное» место, на игрока,
слабо владеющего приемом мяча.
Групповые действия: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3
при первой передаче; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при второй
передаче; игроков задней и передней линии при первой передаче; игроков зон
6,5, 1 с игроком зоны 3 (2) при приеме подачи.
Командные действия: система игры со второй передачи игроком
передней линии: прием подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая
передача игроку зоны 4 (2).
Тактика защиты
Индивидуальные действия: выбор места при приеме подачи, при приеме мяча,
направленного соперником через сетку, при блокировании (выход в зону «удара»),
при страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей;
выбор способа приема мяча от соперника - сверху или снизу.

Групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и
передачи: игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5
и 1; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2; игроков зон 5,1,6 с игроками зон 4 и 2
при приеме подачи и с передачи (обманы); игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 6.
Командные действия: расположение игроков при приеме подачи, при
системе игры «углом вперед».
4.5. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Чередование упражнений для развития физических качеств в различных
сочетаниях. Чередование упражнений для развития скоростно-силовых качеств
с различными способами перемещений, приема и передачи, подачи, нападающего
удара и блокирования (имитации, подводящими упражнениями).
Чередование изученных технических приемов и их способов в различных
сочетаниях; индивидуальных, групповых и командных действий в нападении,
защите, защите-нападении.
Многократное выполнение технических приемов подряд; то же - тактических
действий.
Подготовительные к волейболу игры: «Мяч в воздухе», «Мяч капитану»,
«Эстафета у стены», «Два мяча через сетку» (на основе игры «Пионербол»);
игра в волейбол без подачи.
Учебные игры. Игры по правилам мини-волейбола, классического
волейбола. Задания в игры по технике и тактике на основе изученного
материала.
4.6. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Третий год подготовки
Техника нападения
Перемещения и стойки: стойки в сочетании с перемещениями, сочетание способов перемещений (лицом, боком, спиной вперед); двойной шаг
назад, скачок назад, вправо, влево, остановка прыжком; сочетание
перемещений и технических приемов.
Передачи мяча: передачи в парах в сочетании с перемещениями в
различных направлениях; встречная передача мяча вдоль сетки и через сетку;
передачи из глубины площадки для нападающего удара; передача, стоя спиной
по направлению, стоя на месте в тройке на одной линии, в зонах 4-3-2,2-3-4; 63-2,6-3-4; передача в прыжке (вперед вверх), встречная передача в прыжке в
зонах 3-4, 3-2, 2-3.
Отбивание кулаком у сетки в прыжке «на сторону соперника».
Подача нижняя прямая подача подряд 15-20 попыток; в левую и правую
половину площадки, в дальнюю и ближнюю от сетки половину; соревнование
на большее количество подач без промаха, на точность из числа заданных;
верхняя прямая подача: по мячу в держателе, с подбрасывания на расстояние 69 м в стену, через сетку; в пределы площадки из-за лицевой линии.

Нападающие удары: удар прямой по ходу по мячу на амортизаторах; в
держателе через сетку; по мячу, подброшенному партнером (метательным
устройством); удар из зоны 4 с передачи из зоны 3, удар из зоны 2 с передачи из
зоны 3, удар из зоны 3 с передачи из зоны 2.
Техника защиты
Перемещения и стойки: стойки в сочетании с перемещениями; перемещения различными способами в сочетании с техническими приемами в
нападении и защите.
Прием мяча сверху двумя .руками: наброшенного партнером через сетку; в
парах направленного ударом (расстояние 3-6 м; прием подачи нижней прямой.
Прием снизу двумя руками; наброшенного партнером (в парах и через сетку);
направленного ударом (в парах и через сетку с подставки); во встречных
колоннах; в стену и над собой поочередно многократно; прием подачи нижней,
прямой, верхней прямой.
Прием мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и перекатом на бедро и
спину: с набрасывания партнера в парах; от нижней прямой подачи.
Блокирование: одиночное прямого нападающего удара по ходу в зонах 2,3,4 удар из зоны 4 по мячу в держателе, блокирующий на подставке, то же,
блокирование в прыжке; блокирование удара по подброшенному мячу
(блокирующий на подставке, на площадке), то же удар с передачи.
4.7. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Тактика нападения
Индивидуальные действия: выбор места для второй передачи, подачи
верхней прямой, нападающего удара; чередование верхней и нижней подач;
выбор способа отбивания мяча через сетку – нападающим ударом, передачей
в прыжке, кулаком, снизу (лицом, спиной к сетке); вторая передача из зоны 3
игроку, к которому передающий обращен спиной; подача на игрока, слабо
владеющего приемом подачи.
Групповые действия: взаимодействие при первой передаче игроков зон
3,4 и 2; при второй передаче игроков зон 3,4,2; взаимодействие при первой
передаче игроков зон 6, 5,1 и 3,4,2 при приеме подачи.
Командные действия: система игры со второй передачи игроков
передней линии - прием подачи и первая передача в зону 3, вторая передача в
зоны 4 и 2 (чередование), стоя лицом и спиной по направлению передачи;
прием подачи в зону 2, вторая передача в зону 3.
Тактика защиты
Индивидуальные действия: выбор места при приеме нижней и верхней
подачи; определение места и времени для прыжка при блокировании;
своевременность выноса рук над сеткой; при страховке партнера, принимающего мяч от верхней подачи; от обманной передачи; выбор способа приема
мяча от подачи (сверху от нижней, снизу от верхней); выбор способа приема мяча,
посланного через сетку соперником (сверху, снизу).
Групповые действия: взаимодействие игроков внутри линии (нападения и
зашиты) и между ними при приеме подачи, нападающего удара, в доигровке.

Командные действия: расстановка при приеме подачи, когда вторую
передачу выполняет игрок зоны 3; игрок зоны 2; игрок зоны 4, перемещающийся в зону 3; система игры в защите углом вперед с применением
групповых действий для данного года обучения.
4.8. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Чередование упражнений на развитие качеств применительно к
изученным техническим приемам и выполнение этих же приемов.
Чередование технических приемов в различных сочетаниях.
Чередование тактических действий (индивидуальных и коллективных) в
нападении и защите.
Многократное выполнение технических приемов - одного и в сочетаниях.
Многократное выполнение тактических действий.
Подготовительные игры: «Два мяча через сетку» с различными заданиями,
эстафеты с перемещениями и передачами и др.
Учебные игры. Применение изученных технических приемов и тактических
действий в полном объеме; система заданий по технике и тактике.
Календарные игры. Применение изученных технических приемов и
тактических действий в соревновательных условиях.
Рекомендации по планированию самостоятельной работы
Самостоятельная работа обучающихся контролируется тренеромпреподавателем. Тренер-преподаватель самостоятельно определяет формы
самоконтроля.
Для обучающихся используют такую форму, как дневник самоконтроля, в
котором фиксируется:
- выполнение индивидуальных заданий;
- основные показатели самоконтроля (вес, пульс, самочувствие, сон,
аппетит, настроение и т.п.);
- использование аудио- и видеоматериалов;
- посещение спортивных мероприятий;
- другие виды (формы) самостоятельной работы.
Самостоятельная работа направлена на обеспечение планомерного развития
физической подготовленности обучающегося.
5. План воспитательной работы

ПЛАН
воспитательной работы тренера-преподавателя по волейболу МАУ ДО
«Заиграевская ДЮСШ» Бологовой О.А. на 2020- 2021 учебный год
№
Мероприятия
п/п
1. Организация информирования
общественности через средства
массовой информации о проводимых

сроки

ответственный

весь год

Бологова О.А.

2.
3.

4.

5.

6.

мероприятиях и достижениях
учащихся отделения волейбола за
2020-2021 гг.
Разработать и утвердить план
воспитательной работы
Изучение обучающимися прав и их
обязанностей, правил поведения на
занятиях
Проведение индивидуальных бесед с
обучающимися по вопросам
посещаемости и дисциплины
Организовать работу по:
- пропаганде здорового образа жизни;
- привития потребности в
систематических занятиях ФК и С;
- профилактике правонарушений
среди детей и подростков.
Беседы с обучающимися:
-правила безопасного поведения на
занятиях избранным видом спорта;
- правила безопасного поведения на
дороге;
- «О правилах безопасного поведения
при организации и проведении
культурно-массовых мероприятий»;
- правила поведения в спортивном
зале и на спортплощадке;
- «О электробезопасности, пожарной и
террористической безопасности,
предупреждение детского
травматизма»
- соблюдение правил
противопожарной безопасности и при
обращении с огнем;
- как развивать свои индивидуальные
способности,
- негативное влияние на организм
человека курения, употребления
алкоголя.
- правила поведения при теракте;
- гигиена физических упражнений
- оказание первой медицинской
помощи при
травмах на занятиях;
- правила поведения и ТБ на скользкой
дороге;
- влияние физических упражнений на
организм детей и подростков;

сентябрь

Бологова О.А.

сентябрь – октябрь

Бологова О.А.

в течении года

Бологова О.А.

сентябрь – октябрь

Бологова О.А.

сентябрь, декабрь,
март,

Бологова О.А.

октябрь

ноябрь
декабрь

январь

7.

8.

9.

- как избежать детского травматизма
- стартовые волнения и способы
преодоления их;
- поведение в группе и в социуме
подростков;
- правила поведения в спортивном
зале и на
спортплощадке.
- Всемирный День здоровья;
- как помочь ребенку справиться с
эмоциями;
- физическая культура, как фактор
здорового образа жизни;
- правила безопасности вблизи
водоёмов и на водоёмах в весенний
период
-Правила поведения и ТБ в местах
массового нахождения людей;
- и помнит мир спасённых;
- правила поведения и ТБ на открытых
водоемах.
Инструктажи с обучающимися:
- Травмы и раны. Предупреждение
детского травматизма;
- правила безопасного поведения при
возникновении ЧС;
- правила безопасного поведения в
природе;
- правила безопасного поведения при
обращении с огнем;
- дорога в спортивную школу и домой.
ПДД
Правила Т.Б. при пожаре,
антитеррористической безопасности.
Правила Т.Б при использовании
бытовых электроприборы, обращение
с огнём, правила поведения водных
объектах.
Правила пожарной безопасности в
период новогодних мероприятий и
правила пользования
пиротехническими изделиями,
правила поведения в быту и вне дома.
Провести родительские собрания в
учебных группах

март

апрель

май

сентябрь

Бологова О.А.

октябрь, январь,
март, июнь

Бологова О.А.

сентябрь, май

Бологова О.А.

10. Тренировки по эвакуации с
обучающимися
11. Работа с родителями по вопросам
обеспечения безопасности детей вне
учебно-воспитательного процесса,
безопасного использования сети
Интернет
12. Индивидуальные беседы с родителями
обучающихся.
13. Проведение первенств ДЮСШ по
волейболу
14. Участие в спортивно-массовых
мероприятиях

по графику

Бологова О.А.

сентябрь,

Бологова О.А.

в течении года

Бологова О.А.

в течении года

Тренера отделения
волейбола

в течении года

Бологова О.А.

6. Требования к уровню подготовки обучающихся
На этапе начальной подготовки 1-3 года обучения – расширение
арсенала двигательных действий, формирование знаний и практическое их
применение, обучение основам техники волейбола, приобретение детьми
разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной
выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных
возможностей; воспитание морально-этических и волевых качеств,
становление спортивного характера; поиск талантливых в спортивном
отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной
одаренности, сдача контрольно-переводных нормативов для перевода в
учебно-тренировочные группы.
7. Контрольно-переводные нормативы
Содержание и методика контрольных испытаний, включенных в
программу.
Физическая подготовка.
1. Бес 30 м. Испытание проводится по общепринятой
методике, старт высокий («стойка волейболиста»).
2. Челночный бег: 5х6м. На расстоянии 6 м чертятся три
линии - стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся
бежит, преодолевая расстояние 30м три раза. При изменении
движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны
пересечь линию.
3. Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной
линии до ближайшего к ней следа испытуемою при приземлении.
Из трех попыток учитывается лучший результат.

4.

Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя
НОРМАТИВЫ
ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Развиваемое
физическое
качество

Контрольные упражнения (тесты)
Юноши

Девушки

Бег 30 м

Бег 30 м

Челночный бег 5 x 6 м

Челночный бег 5 x 6 м

Сила

Бросок мяча весом 1 кг из-за
головы двумя руками стоя

Бросок мяча весом 1 кг из-за
головы двумя руками стоя

Скоростно-силовые
качества

Прыжок в длину с места

Прыжок в длину с места

Быстрота

Контрольно-переводные испытания по физической подготовке по годам обучения
(юноши )
Контрольные нормативы
1 Бег 30 м (сек.)
2 Челночный бег 5х6 м (сек.)
3 Бросок мяча весом 1 кг из-за
головы, стоя(м)
4 Прыжок в длину с места (см)

Этап начальной подготовки
1-й год
5.5
12.0
10.0

2-й год
5.3
11.5
10.5

3-й год
5.1
11.0
11.0

160

170

190

Контрольно-переводные испытания по физической подготовке по годам обучения
(девушки)
Контрольные нормативы
1. Бег 30 м (сек.)
3. Бросок мяча весом 1 кг из-за
головы, стоя (м)
4. Прыжок в длину с места (см)

Этап начальной подготовки
1-й год
6.0
8.0

2-й год
5.9
9.0

3-й год
5.8
10.0

145

155

160

8. Учебно-методический комплект
- рабочая программа;
- рабочая тетрадь;
- журнал учёта групповых занятий;
- методическая литература для тренера—преподавателя и учащихся;
- учебное оборудование (спортивный инвентарь).

9. Перечень учебного оборудования и наглядных пособий
1. Наличие тренировочного спортивного зала;
2. Наличие раздевалок и душевых;
3. Наличие медицинской аптечки;
4. Мячи волейбольные -10 штук;
5. Сетка волейбольная со стойками;
6. Протектор для волейбольных стоек;
7. Гантели массивные от 1 кг до 5 кг;
8. Мячи набивные (медицинболы) весом 1 кг;
9. Мячи футбольные - 5 штук;
10.Насос для накачивания мячей в комплекте с иглами - 2 штук;
11. Скакалки гимнастические - 10 штук;
12. Скамейки гимнастические - 2 штуки;
13. Секундомер - 1штука;
14. Рулетка - 1 штука;
15. Фишки - 16 штук;
16. Обручи - 8 штук;
17. Маты гимнастические - 8 штук;
18. Стенка шведская - 2 штуки;
19. Перекладина навесная - 2 штуки.
Учебная литература
1. Волейбол. Организация и проведение соревнований по упрощенным
видам спорта Сибирский государственный университет физической
культуры и спорта г.Омск, 2004
2. Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин. Волейбол. Примерная программа
спортивной подготовки для сдюшор, швсм «Советский спорт» Москва, 2004
3. Волейбол. Пляжный волейбол «Терра-спорт» Москва, 2001
4. А.С. Эдельман. Справочник «Физкультура и спорт» Москва, 1984
5. Эйнгорн А.Н. 500 упражнений для волейболистов. – М.: Физкультура
и спорт, 1959.
6. Перльман М.Р. Специальная физическая подготовка волейболистов. –
М.: Физкультура и спорт, 1968.
7. Амалин М.Е. Тактика волейбола. – М.: Физкультура и спорт, 1962.
8. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных
волейболистов: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт,
1967.
9. .Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу: Учебное пособие для
начинающих. – М.: Физкультура и спорт, 1965.
10. Ивойлов А.В. Соревнования и тренировка спортсменов. – Минск,
1982

11. Волейбол. Официальные волейбольные правила соревнований с
учетом последних изменений. «Олимпия. Человек» Москва, 2007
12. В.А. Кунянский. Практикум для судей «ТВТ Дивизион» Москва,
2004
13. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных
волейболистов: Учебное пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт,
14. А. Соскин. Все о волейболе. Клубы «Физкультура и спорт» Москва,
1968
11. Дополнительные обобщающие материалы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
(от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ)
3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р).
4. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
5. Приказ Минспорта России от 27.12.2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей
организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической
деятельности в области физической культуры и спорта»
6. Приказ Минспорта России от 12.09.2013г. №730 «Об утверждении федеральных
государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям
реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области
физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам».
7. Приказ Минспорта России от 12.09.2013 №731 «Об утверждении Порядка приёма
на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области
физической культуры и спорта».
8. Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта волейбол.
9. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года
№41.
10. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Заиграевская детская юношеская спортивная школа».
11. Ю.Д. Железняк, К.А. Швец, Н.В. Долинская, Е.А. Борисенко, Т.В. Подольская,
Ю.Ф. Буйлин «ВОЛЕЙБОЛ. Поурочная программа для ДЮСШ и СДЮШОР
(учебно-тренировочные группы); М.: Комитет по ФК и С при совете министров
СССР, главное управление научно-методической работы, 1983;
12. «Основы волейбола»./Сост. О. Чехов. М.: Физкультура и спорт, 1979;
13. Ю.С. Паутов, В.Я. Беговатов, И.А. Носов, Г.А. Левин. «Педагогика физической
культу-ры» Барнаул, АлтГТУ, 1998;
14. А.А. Кучинский «Волейбол в школе» Ленинград, 1959;
15. А.В. Ивойлов «Волейбол» Высшая школа, Минск, 1974;
16. Смоленский Государственный Институт Физической Культуры – 1974:
«Тактическая подготовка волейболистов» (учебное пособие); «Техническая
подготовка волейболи-стов» (учебное пособие);

17. О. Чехов «Основы волейбола», Физкультура и спорт, Москва, 1979;
18. Ю.Д. Железняк «К мастерству в волейболе», Физкультура и спорт, Москва, 1978;
19. Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов «Юный волейболист», Физкультура и спорт,
Москва, 1979;
20. А.Г. Фурманов «Волейбол на лужайке, в парке, во дворе», Физкультура и спорт,
Москва, 1982;
21. Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский «Волейбол у истоков мастерства», Физкультура и
спорт, Москва, 1998;
22. Л.Н. Слупский «Волейбол, игра связующего», Физкультура и спорт, Москва, 1984;
23. А.Самойлов «Время игры», Физкультура и спорт, Москва, 1986;
24. А.В. Ивойлов «Волейбол, очерки по биомеханике и методике тренировки,
Физкультура и спорт, Москва, 1981;
25. .В. Былеева, А.М. Коротков «Подвижные игры», Физкультура и спорт, Москва,
1982;
26. М.М. Боген «Обучение двигательным действиям», Физкультура и спорт, Москва,
1985.
Интернет ресурсы
1. http://panakapitana.ru/teamgames/volleyball/
2. http://sport-lessons.com/teamgames/volleyball/
3. http://uroki-online.com/sport/other-sport/1665-uroki-voleybola-obuchenie-onlayn.html
4.http://www.volley4all.net/technique.html
5.http://www.volley.ru
6.httt://www.donvolley.ucoz.ru
Видеоматериалы:
1.http://sport-lessons.com/teamgames/volleyball/916-nizhnyaya-podacha-v-voleyboleobuchayuschee-video.html
2. http://video-kak.com/video-kak-igrat-v-volejbol-urok-1-podacha/
3.http://uroki-online.com/sport/other-sport/1588-tehnika-voleybola-video-onlayn.html
4. http://volleybolist.ru/multimedia/videolessons.html

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».