1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о рабочей программе тренера-преподавателя (далее – Положение)
разработано и утверждено в соответствии:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Федеральным стандартам спортивной подготовки по виду спорта;
-Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного
образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН;
-Уставом Муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Заиграевская детская юношеская спортивная школа» (далее – ДЮСШ).
1.2. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и
управления образовательным процессом по избранному виду спорта. Программы по видам спорта
должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения учебно-тренировочного
процесса на определенном этапе подготовки.
1.3. Задачи программы:
дать представление о практической реализации базовой подготовки в специализируемом
виде спорта на этапах подготовки;
конкретно определить содержание, объем, методику учебно-тренировочного процесса с
учетом целей, задач и особенностей учебно-тренировочного и воспитательного процесса
образовательного учреждения и контингента обучающихся.
1.4. Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в
учебно-тренировочный процесс;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания,
подлежащих овладению учащимися (требования к уровню общефизической, специальной и
тактической подготовки), а также достижения спортивных результатов в соревновательной
деятельности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность прохождения этапов
подготовки, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет контрольные нормативы по этапам подготовки, выполняет
спортивные разряды в избранном виде спорта.
1.5. Настоящее Положение определяет структуру и содержание рабочих программ в МАУ ДО
«Заиграевская ДЮСШ», регламентирует порядок их разработки, утверждения и реализации
тренером-преподавателем.
1.6. Рабочая программа – нормативный документ, определяющий организацию
образовательного процесса и спортивной подготовки в МАУ ДО «Заиграевская ДЮСШ» по виду
спортивной специализации.
1.7. Рабочая программа - индивидуальный инструмент тренера- преподавателя, в которой он
определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной группы учащихся, формы,
методы и приемы организации образовательного и спортивного процессов, с целью получения
результатов образовательной деятельности и спортивной подготовки.
1.8. Допускается разработка Программы коллективом тренеров-преподавателей одного
отделения по виду спорта (данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено
приказом директора Учреждения).
1.9. Рабочая программа как компонент Образовательной программы МАУ ДО «Заиграевская
ДЮСШ» является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов,
системы оценок на уровне спортивной подготовки, предусмотренных учебным планом, с учётом
преемственности на спортивных этапах.
1.10. Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методически
материалы, в соответствии с которыми (или на основе которых) составлена данная рабочая
программа.
1.11. Рабочая программа должна быть разработана и утверждена в ДЮСШ не позднее 15
сентября нового учебного года.
1.12. Рабочая программа является объектом внутришкольного контроля в соответствии с
планом работы образовательной организации, в исключительных случаях – других видов контроля
(например, оперативного, внешнего).
1.13. Положение о рабочей программе ДЮСШ разрабатывается и утверждается педагогическим
советом в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 2–3 ст. 30 Федерального закона "Об
образовании в Российской Федерации", Трудового кодекса РФ.
1.14. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и/или
дополнения.
2. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по видам спорта, относится к компетенции
образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.
2.2. Рабочая программа
разрабатывается тренером-преподавателем
специалистов по данному виду спорта).
(группой тренеров,
2.3. Рабочие программы составляются на этап обучения (этап начального обучения, учитывая
возрастные и гендерные особенности учащихся).
2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено
ее соответствие следующим документам:
федеральному государственному образовательному стандарту ;
требованиям к результатам освоения базовых знаний, умений и навыков по этапам
обучения;
программе формирования универсальных знаний, умений и навыков;
базовой образовательной программе;
типовой программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ,
федерацией избранного вида спорта (или авторской программе, прошедшей экспертизу и
апробацию).
2.5. Рабочая программа учебной дисциплины может быть единой для всех работающих в данном
виде спорта тренеров-преподавателей или индивидуальной (авторской).
2.6. Рабочая программа является основой для создания тренером-преподавателем календарнотематического планирования на каждый период обучения.
2.7. В типовой или авторской программе распределение нагрузки по этапам подготовки
производится на основании указаний и рекомендаций составителей данной программы или же
самим тренером-преподавателем, при использовании авторской программы по избранному виду
спорта ориентируясь на индивидуальные особенности обучающихся.
3. ОФОРМЛЕНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Рабочая программа по виду спорта должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без
исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New
Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех
сторон 1- 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word,
листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных
(города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он
полностью изучается).
3.2. В зависимости от степени корректировки типовой или авторской программы рабочая
программа может быть двух видов:
1 вид – если рабочая программа в полном объеме соответствует типовой или авторской
программе по виду спорта;
если в типовой учебной (или авторской, составленной на основе типовой базовой)
программе не указано распределение часов по циклам или годам учебно-тренировочного
процесса, а имеется только количество часов по разделам на несколько лет изучения. В
этом случае тренер-преподаватель распределяет часы каждого этапа по учебным годам и
темам самостоятельно.
2 вид – если:
количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с
количеством часов в типовой (авторской) программе (более чем на 6 часов в год) вне
зависимости
от количества учебных недель в конкретном
общеобразовательном
учреждении (46 учебных недель);
производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем,
последовательности их прохождения, перераспределения часов, отводимых на освоение;
распределение
резервного
времени
производится
тренером-преподавателем
самостоятельно и не является корректировкой программы.
4. СТРУКТУРА, ОФОРМЛЕНИЕ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Структура рабочей программы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка
3. Годовой учебный план
4. Годовой учебный план-график
5. Содержание дисциплины
6. План воспитательной работы
7. Требования к уровню подготовки обучающихся
8. Формы контроля
9. Учебно-методический комплект
10. Перечень учебного оборудования и наглядных пособий
11. Поурочное календарное планирование
12. Дополнительные обобщающие материалы (литература, интернет ресурсы, сайт федерации,
обучающие программы на компакт-дисках).
4.2. Порядок оформления рабочей программы
№
п/п
Элементы
рабочей
программы
1.
Титульный лист
2.
Пояснительная
записка
3.
Годовой учебный
план
4.
Годовой учебный
план-график
5.
Содержание
дисциплины.
6.
План
воспитательной
работы
7.
Требования к
уровню подготовки
обучающихся
8.
Контрольнопереводные
нормативы
Учебнометодический
комплект
9.
10. Перечень учебного
оборудования и
наглядных пособий
11. Поурочное
календарное
Содержание элементов рабочей программы
- наименование учреждения;
- грифы принятия и утверждения программы (с указанием даты и
номера приказа руководителя образовательного учреждения);
- название вида спорта, для которого написана программа;
- указание этапа и года подготовки;
- фамилию, имя, отчество разработчика программы;
- период, на который рассчитана рабочая программа;
- населённый пункт;
- год составления программы.
В тексте пояснительной записки указывается:
- на основе какой конкретной программы (примерной, авторской,
модифицированной) разработана программа;
- основные цели и задачи этапа и года обучения;
- особенности методики преподавания данного вида спорта;
- количество часов, на которое рассчитана программа;
- методы и формы обучения.
Включает в себя основное содержание всех разделов/тем этапа и года
обучения, на который рассчитана рабочая программа с указанием
времени на их освоение.
Включает в себя помесячное распределение количества часов всех
разделов/тем этапа и года обучения, на который рассчитана рабочая
программа.
Включает процентное соотношение распределения количества часов
разделов/тем от общего объёма учебных часов, рассчитанных на этап
и год обучения, на который рассчитана рабочая программа.
- культурно-массовые мероприятия;
- спортивно-оздоровительные мероприятия;
- беседы воспитательного характера.
что должен освоить обучающийся на данном этапе и году обучения
данного вида спорта.
контрольные нормативы для данного этапа и года обучения.
- рабочая программа,
- рабочая тетрадь,
- журнал учёта групповых занятий,
- секундомер, учебное оборудование (и тому подобное).
опись используемого в учебном процессе спортивного инвентаря, с
описанием мест проведения занятий
- общая характеристика тренировочных занятий;
- тренировочные средства и общая продолжительность;
планирование
12. Дополнительные
обобщающие
материалы:
- интенсивность;
- упражнения;
- методические указания.
(литература, интернет ресурсы, сайт федерации обучающие
программы на компакт дисках, используемые тренеромпреподавателем в учебном процессе).
5. РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа тренера-преподавателя обсуждается и принимается на заседании
педагогического совета. Рабочие программы представляются на утверждение директору до 01
октября текущего года, утверждаются и разрешаются к применению приказом директора.
Первый экземпляр рабочей программы и электронная копия передаются тренером-преподавателем
заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Второй экземпляр рабочей программы
используется тренером-преподавателем в учебном процессе для ведения журналов учёта
групповых занятий.